<<
>>

Упанишады

(ок. 800—500 гг. до н.э.) не содержат единого философского учения, а представляют собой собрание различных воззрений. Самое известное и влиятельное из них — учение о единстве брахмана и атмана.

Брахман понимается как покоящаяся в себе первопричина всякого бытия, как всё пронизывающая собой сущность мира.

Атман означает самость (душу) индивидуального существа, наделенного своей собственной сущностью.

Таким образом, атман отделяет себя от того, что в чело-веке есть внешнего и несобственного. Глубочайшее знание, к которому должен прийти человек, гласит, что атман и брахман по сути своей есть одно. Существует лишь единое, во всем присутствующее мировое начало, в которое душа вплетена, как и все сущее. Значит, в глубинах собственной души человек способен постичь неизменную глубину бытия.

"Поистине брахман есть весь этот мир... Мир есть мой атман в глубине моего сердца."

Вторая основная идея — учение о карме и новом рождении:

человек принудительно рождается вновь в новом обличии в зависимости от совершенных им поступков (карма).

Цепь новых рождений не кончается, покуда поступки обусловливают круговорот переселения души.

Понятие сапсора ("возвращающийся к началу бег") означает вовлеченность человека в ход мировых явлений. В его основе лежит нравственный миропорядок: добрые или дурные дела ведут к воплощению в будущей жизни — в высшей или низшей форме существования. Это понятие зиждется на идее вечного мирового закона (дхармы), лежащего в основе любого события и доступного пониманию человека как мера его деяний.

Каждый обязан жить в согласии со своей дхармой, выполняя подобающий его общественному положению долг. В эпоху упанишад происходит пессимис-тическая переоценка человеческого бытия. Оно воспринимается как бренное и полное страданий: в вечном чередовании смертей и рождений возникает все новое страдание, а внешние блага жизни кажутся ничтожными в сравнении с не-преходящим брахманом.

Так возникает стремление к спасению (мокша) как избавлению от круга перерождений. Поскольку деяния суть причины и оковы новых рождений, даже добрые дела не обеспечивают спасения. Поэтому истинный путь — воздержание от всяких деяний и страстей (аскеза). Но и аскеза бесплодна без знания. Спасающей силой обладает высочайшее интуитивное прозрение сущности брахмана: тот, кому ведом брахман, сам является брахманом.

"Я есьм брахман: кто об этом знает, тот избавится от всех оков". Как река, впадая в море, становится безымянной и бесформенной, так индивидуальное бытие мудреца растворяется в бесконечном брахмане.

Шесть ортодоксальных систем классической эпохи признают авторитет вед. Ньяя и вайшешика позднее сливаются в одну систему.

Ньяя разрабатывала прежде всего логику и учение о логическом выводе, в то время как вайшешика развивала атоми-стическую натурфилософию. Для объединенной системы особенно характерно учение о категориях. Имеется 7 категорий:

субстанция, качество, деятельность, отношения общности, особенности и присущности (необходимой связи частей) и небытие.

Учение о логическом выводе работает с 5-членным силлогизмом. На рис. В представлен типичный школьный пример: чтобы вывод был истинным, субъект (гора), логическая посылка, или признак (дым), и логическое следствие, или объект (огонь), должны образовывать правиль-ную связь. Следствие должно оказаться более широким, чем посылка, и тогда получается: там, где дым, всегда есть огонь; но не везде, где есть огонь, бывает дым. Натурфилософия учит о том, что все мате-риальное состоит из неразложимых атомов, соединение которых, дающее видимые вещи, может быть, однако, разрушено. По истечении очередного космического цикла бытия связи между атомами рвутся, а затем, после передышки, восстанавливаются уже в новом мире. Пракрити (первоматерия)

Пуруши

(индивидуальные души)

Развертывание (24 элемента)

Живые существа

А. Санкхья

В. Монизм Шанкары

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Упанишады:

  1. УПАНИШАДЫ
  2. УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad - сидеть около
  3. 1. Философия в Древней Индии
  4. 8. Политико-правовые учения Древней Индии
  5. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Индия II / Ортодоксальные системы II 1
  7. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. РЕИНКАРНАЦИЯ (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" - переселение душ, перевоплощение
  9. ЙОГА
  10. ВЕДАНТА
  11. АТЕИЗМ
  12. Содержание
  13. Логика
  14. ВЕДЫ
  15. РЕИНКАРНАЦИЯ
  16. ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
  17. АТЕИЗМ
  18. Ареопагитики