<<
>>

УПАНИШАДЫ


(санскр. upa-ni- sad — сидеть около, т. е. у ног Учителя, получая наставления в духовных беседах с целью познания истины; отсюда — сокровенное знание, тайное учение) — древнеиндийские про-изведения религиозно-философского характера, относящиеся к классу шрути ("откровения"), примыкающие к Ведам как объяснение их эзо-терического (тайного) смысла.
В тол-ковании Шанкары, У. происходят от корня sad — "уничтожение". Отсюда У. — "разрушающие узы незнания" и "приближающие к Брахману". У. иногда называются ведантой ("конец Вед"), так как составляют за-ключительную часть Вед и являются главным источником системы Веданта. Насчитывают около 200 текстов У. Классическими признаны 108 — собрание Муктика (от mukti — осво-бождение). Древнейшие из У. за-писаны, видимо, около 6 в. до н. э. (добуддийский период). Последние — в 14—15 вв. Из основных У. наиболее ранний слой образуют: "Брихадара- ньяка", "Чхандогья", "Тайттирия", "Айтарея", "Кена", "Каушитаки". Несколько позже составлены "Кат- ха", "Иша", "Шветашвара", "Мунду- ка". Более поздние У.: "Прашна", "Майтри", "Мандукья". Уходя корнями в древневедийскую мудрость, У. касаются глубоких, метафизических вопросов о происхождении Все-ленной, о природе и сущности Не- проявленного Божества (Брахмана) и проявленных Богов (Вишну, Яма и др.), о единстве духа и материи, об универсальности ума и природы человеческой "души" и "Эго" (Атмана). Одна из центральных мыслей У. — тождество Брахмана (высшей объ-ективной Реальности, Абсолюта) и Атмана (субъективного, индивиду-ального начала, "огненного зерна" человека). У. развивают учение о Пу- руше (Вселенском Человеке, ср. каб-балистический Адам-Кадмон); излагают миф о "яйце Брахмана" ("Brahmanda"), из которого произошел существующий мир; дают понятие "праны" (ргапа) — "жизненного дыхания", наполняющего весь мир; раскрывают учение о четырех состо-яниях человека: 1) бодрствование, 2) сон, 3) глубокий сон без сновиде-ний, 4) трансцендентальное, невыра-зимое состояние слияния с высшей Реальностью. У. формулируют поня-тие кармы, непосредственно связанной с учением о цепи перерождений. Важное место в У. занимает нравст-венный кодекс жизни, в первую очередь обращающий внимание на внутренний мир человека, высокую культуру мыслей, утонченность чувств, развитость сердца, любовь к Истине. Высшая цель человека, согласно У., — единение с Брахманом. На этом пути главным является не обрядовая практика, культовые служения, а подвижничество, внутрен-ний подвиг человека, самоотверженно вступившего на путь познания Сущего. У., изложенные в системе Веданты, имеют много параллелей с йогой (в методах духовного пути), санкхьей (учение о Вселенной, Пу- руше), буддизмом (учение о карме, отказе от желаний, очищении сознания) и другими индийскими дар- шанами (школами). Значительное влияние У. прослеживается в "Бха- гават-Гите". Идеи У. впервые были систематизированы Бадараяной в "Брахмасутре". Особое развитие получили у Шанкары и Рамануджи. Влияние У. сказалось на взглядах Р. М. Роя, Вивекананды, Ганди и др. Значительный след в европейской философии У. оставили, начиная с Шопенгауэра.
В. В.Лобач
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ — см. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА.
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме УПАНИШАДЫ:

  1. Упанишады
  2. УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-sad - сидеть около
  3. 1. Философия в Древней Индии
  4. 8. Политико-правовые учения Древней Индии
  5. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Индия II / Ортодоксальные системы II 1
  7. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. РЕИНКАРНАЦИЯ (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" - переселение душ, перевоплощение
  9. ЙОГА
  10. ВЕДАНТА
  11. АТЕИЗМ
  12. Содержание
  13. Логика
  14. ВЕДЫ
  15. РЕИНКАРНАЦИЯ
  16. ОСЕВОЕ ВРЕМЯ
  17. АТЕИЗМ
  18. Ареопагитики
  19. БХАГАВАД-ГИТА
  20. ЙОГА (санскр. joga - связь, единение, метод, усилие