<<
>>

УТОПИЯ

(греч. ои — отрицательная частица, topos — место, т. е. "место, которого нет") — понятие для обозначения описаний воображаемо-го/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих со-ответствующие планы социальных преобразований.

Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действи-тельности, интеллектуализм,стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке

Утопия 1113

реального исторического времени могли выступать социальные идео-логии, технологические мифы, эко-логическая этика и т. д. Формирование У. — свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного разви-тия. При этом трагизм процедур осуществления У.

нередко истолко-вывается как следствие того, что У. являют собой "выражение антипри-родного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной". У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идилличес-ких состояний благополучия, сдер-живаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государ-ством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне мате-риальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования челове-ческого общества сугубо посредст-вом организационно-интеллектуальных новаций и т.
п. В исторической ретроспективе У. могли быть: а) не-сбыточными в границах наличных общественных условий, но осущест-вимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 в.); б) перманентно конституирующими-ся (сопряженно с вызреванием не-обходимых предпосылок)сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их по-нимании на рубеже 18—19 вв.); в) неосуществимыми в принципе (ком-мунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия). В античности У. тесно перепле-тались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, ил-люстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, "История севарамбов" Д. Верраса и т. п.). В 17—18 вв. У. получили распространение также как различные проекты социально- политических реформ. С середины 19 в. У. все больше превращаются в специфический жанр полемичес-кой литературы, посвященной про- блеме общественного идеала. У. раз-нообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон — "Государство", Ксенофонт — "Вос-питание Кира" и др.); феодально- теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флор- ского, 13 в.; В. Андреа — "Христиа- нополис", 1619 и др.); буржуазные У. (Дж. Гаррингтон — "Республика Океания", 1656; Э. Беллами — "Взгляд назад", 1888; Т. Герцки — "Фрейландия", 1890 и др.); раз-личные произведения утопического социализма (Ш. Фурье — "Трактат о домоводческо-земледельческой ас-социации", 1822, и "Новый хозяйст-венный социетарный мир", 1829; Сен-Симон — "Катехизис промыш-ленников", 1823—1824 и "Новое христианство", 1825 и др.); техно-кратические У. (Веблен — "Инже-неры и система цен", 1921 и др.); анархические У. (У. Годвин — "Ис-следование о политической справед-ливости", 1793; Штирнер — "Един-ственный и его собственность", 1845 и др.).
Многие утопические сочине-ния предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Ян Коменский, Руссо и др.), науч-но-технические У. (Ф. Бэкон и др.). По ходу модернизации число про-изведений утопического жанра на Западе в 16—20 вв. возрастало прак-тически в геометрической прогрес-сии. В современной социально-фило-софской традиции принято деление У. на "У. реконструкции", направ-ленные на радикальное преобразо-вание общества, "У. бегства" от социальной действительности, а также "обоснованные У.", У. воплоще-ния в жизнь. У. отличаются нега-тивным отношением их авторов к существующему социальному по-рядку, претензией на универсализм и "окончательность" предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиоло-гическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современ-ную эпоху позволяют предвосхи-щать некоторые тенденции, ориен-тированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкрет-ных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человечес-кой деятельности. Эти формы У. сти-мулировали развитие в социальных науках методов нормативного про-гнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и веро-ятности предполагаемого развития событий.

А. А. Грицанов

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875—1942) — российский физио-лог. Академик Академии наук СССР (1935). Окончил Петербургский уни-верситет (1906) и работал там же на кафедре физиологии человека и жи-вотных, которой впоследствии заве-довал (1922—1942). Исследовал проблемы физиологии нервной системы. Разработал учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения. Изучал возможности использования психоанализа, в том числе в плане его взаимодействия с физиологией нервной системы. В 1928 опублико-вал книгу "Психоанализ и физиоло-гическая теория поведения", в кото-рой отметил некоторые реальные и потенциальные возможности психо-анализа. С 1937 работал директором электрофизиологической лаборато-рии Академии наук СССР. Автор книги "Доминанта как рабочий принцип нервных центров"(1923) и других книг и статей по физиологии нервной системы.

В. И. Овчаренко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме УТОПИЯ:

  1. УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ
  2. УТОПИЯ (греч.: оu -отрицательная частица, topos -место, т.е. "место, которого нет"
  3. АНТИУТОПИЯ
  4. АНТИУТОПИЯ
  5. Введение
  6. МАНИХЕЙСТВО
  7. Воронка продаж
  8. 17. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы
  9. 4 . Философско-теологическое направление
  10. МАНТРА (санскр. - стих, заклинание
  11. МАНТРА
  12. Совместный дизайн
  13. СОДИАЛИЗМ
  14. МОНИЗМ (греч. monos - один
  15. МОНИЗМ
  16. Гуманистическое просветительство Эразма и его трактовка свободы
  17. БЫТИЕ
  18. НОВОЯЗ