ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
— наиболее распростра-ненные и значимые формы современных неврозов, к которым относятся: 1) невроз навязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); 3) невроз покорности (автоматический кон-формизм); 4) невроз изоляции (бегство от общества).
Выделены Хор- ни — одной из создателей и лидеров неофрейдизма. Согласно Хорни, эти неврозы лишь увеличивают отчуж-дение и самоотчуждение человека. Учение Хорни о "В. Н." Н. В. и их влиянии на жизнь и судьбу людей наиболее полно изложено в книгах "Невротическая личность нашего времени" (1937), "Наши внутренние конфликты" (1945), "Неврозы и развитие человека" (1950) и других работах.И. И. Овчаренко
ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В. К. был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктив-ных наук Венского университета ("кафедре Маха"). В В. К. входили: Карнап, Нейрат, Ф.
Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того как В. К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В. К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и "Логико-философского трактата" Витгенштейна. Главной целью этой философии, являвшей собой платформу В. К., правомерно полагать программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В. К. разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математи-ческая логика и принцип верификации, призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в "Логико-философском трактате". Характер современной им метафизики члены В. К. оценивали следую-щим образом: 1) теоретические сис-темы метафизического порядка не содержат ни ложных, ни истинных предложений — к системам такого рода, следовательно, неприложимы стандартные критерии проверяемос-ти; 2) существенно значимой компонентой метафизики являются выступающие результатом процессов воспитания и соответствующих жизненных обстоятельств смысложиз- ненные поведенческие установки, не подлежащие рациональному обосно-ванию. В свою очередь, все научные предложения, только и могущие фигурировать в научном знании, со-гласно концепции В. К., делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, — аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сво-дящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук, — фактические истины. Прочие же предложения — или абсурдны (бессмысленны), поскольку органи-зованы вопреки логико-синтаксиче- ским правилам, или все еще научно не осмыслены ("метафизические" или философские предложения, опе-рирующие с понятиями типа "материя", "абсолют", "принцип" и т. п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной ее проверяемости, в то время как значение — способу ее верификации. С точки зрения представителей В. К. обретение единства знания осуществимо на фундаменте логики и (как определенная совокупность принци-пов) включает в себя: а) установку на достижение единства знания; б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему; в) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов; г)'трактовку тезиса о единстве знания в статусе как теоретического, так и практического постулата. В свою очередь, принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмыслен-ных (с точки зрения представителей В. К.) проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте В. К. "Научное миропонимание. Венский кружок" (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 1930-е В. К. издает несколько периодических изданий, среди ко-торых журнал "Erkenntnis" ("По-знание"), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х В. К. прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В. К. оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.А. В. Филиппович, А. А. Грицанов
Еще по теме ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ:
- ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ" НАШЕГО ВРЕМЕНИ
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ
- НЕВРОЗЫ
- НЕВРОЗЫ
- 22.2. Временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей
- Положение об особенностях режима рабочего времении времени отдыха водителей автомобилей
- ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ
- Четыре великих мотиватора
- Глава 2. ВЕЛИКИЕ ИДЕИ РОЖДАЮТСЯ В МУКАХ
- ВЕЛИКИЙ ПАРЛАМЕНТ ИНСТИНКТОВ
- Время великих наставников
- Великий японский пузырь
- Иоанн Плантагенет. Великая Хартия Вольностей, 2000
- Великая Хартия Вольностей. (Magna Carta)
- 22. Система жалованных грамот Великого московского князя
- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (Приложение к Приказу Минтранса России от 30 января 2004 г . № 10) (извлечения)
- Глава 4. Великий американский пузырь двадцатых годов
- ПАРАЦЕЛЬС (лат. Paracelsus - "более великий, нежели Цельс"
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center