<<
>>

«ВЕЩЬ В СЕБЕ

— понятие философии И.Канта, означающее существование вещей в том виде, каковы они до и вне их восприятия человеком. По Канту сущность «вещей в себе» непознаваема средствами науки.

В их ряду Кантом особо выделяются три: Бог, душа и свобода. В первую очередь именно они остаются недосягаемыми для на-учного познания, т.е. познания, осуществляемого в соответствии с естественно-математическим идеалом научности. Русское выражение «вещь в себе» было по-лучено буквальным переводом немецкого выражения das Ding an sich, используемого Кантом. Однако редакторы современного издания (1994) кантовской «Критики чистого разума» отмечают, что «такой перевод не передает смысла немецкого термина, в действительности означающего: «вещь, существующая сама по себе». Выражение же «вещь в себе» не только искажает кантовское понятие, но в известной мере и мистифицирует его» (с. 547). Поэтому несмотря на то, что термин «вещь в себе» является устоявшимся в русской литературе о Канте, редакторы перевода приходят к вы-воду о необходимости заменить его правильным и точным русским выражением «вещь сама по себе». Кантовское положение о непознаваемости средствами науки сущности вещей самих по себе дало основания критикам его фи-лософии для упреков в агностицизме.

ВИВЕКАНАНДА Свами (монашеское имя Нарендранатха Датта, 1863—1902) — индийский мыслитель, религиозный рефор-матор, общественный деятель, последователь и пропагандист учения Рамакришны. В 1897 г. организовал в Индии религиозную орга-низацию «Миссия Рамакришны», имеющую отделения во многих странах мира. Хорошо знакомый с западноевропейской культурой, считал индуизм «матерью всех религий». Особое значение придавал ре- лигиозно-философской системе веданта, которая его усилиями была превращена в неоведантизм, вклю-чивший важнейшие идеи санкхьи и йоги и приближенный к понятиям европейской философии. Вивека- нанда ставил целью сделать абстрактные идеи общедоступными, соединить сознание Запада и Востока, создать единую религию.

Наибольшим преобразованиям Вивекананда подверг этику веданты: духовная отрешенность и очищение личности были дополнены идеей активного служения человечеству, идеей «мужественного индуизма». Централь-ное место в теоретическом наследии Вивекананды занимают его четыре работы о йоге: карма-йога (йога действия), бхакти-йога (йога любви), джняна-йога (йога знания) и раджа-йога («царственная йога»).

ВИКО Джамбаттиста (1668— 1744) — итальянский мыслитель, положивший Начало философии истории Нового времени. Его главный труд «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) пред-ставляет историю как процесс, под-чиняющийся всеобщим законам по-ступательного развития общества. Вико рассматривает историю общества как процесс развития не только его социальной структуры, но и культуры, т.е. конкрет-ных форм жизни и мысли людей определенной исторической эпохи. В этом отношении его взглядам родственны современные теории «социокультурной динамики» (основоположник — П. Сорокин). Вико продолжает традиции ренессансного пантеизма: Бог творит мир и являет себя в нем как его законосообразность и целесообразность. В соответствии с этим Вико определяет историческую закономерность и как следствие Божественного предопределения, и как повторяемость, по-следовательность, правильность в развитии народов, складывающуюся в деятельности людей. А люди, стремясь к самосохранению, руководствуются страстями, личными интересами и потребно-стями. «Необходимость и польза», всеобщий закон, диктуемые провидением, и конкретная форма его проявления в жизни от-дельных наций, — таковы два слагаемых истории. Три эпохи, «три типа времени» переживает человечество: религиозную (до- государственную), героическую (древний и феодальный мир), гражданскую (постсредневековую). Каждой присущи свои формы правления, социальных и прежде всего нравственных отношений, мировоззрения. Переход от эпохи к эпохе осуществляется в борьбе плебеев с аристократами. Эта борьба приводит к смене аристократии (олигархии) демокра-тией, которая вырождается в анархию и вызывает к жизни монархию как умиротворяющую силу.

История наций — процесс эволюционный. Она движется по спирали, каждый виток которой — шаг по пути прогресса.

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм

(1848—1915) — немецкий философ, основатель Баденской школы нео-кантианства. Основные труды: «О свободе воли», «История древней философии», «История новой фило-софии». В центре философской кон-цепции Виндельбанда — учение об общезначимых ценностях. Высшие ценности — благо, истина, красота, святость — носят надысторический характер, но определяют человеческую историю как внеприродный процесс. Ценности не имеют реального существования в человеческой деятельности, они выполняют особую регулятивную «значащую» функцию. Через соотнесенность с как бы поднятыми над историей ценностями наших действий каж-дый единичный человеческий поступок становится ценностно окрашенным, получает значение. Соотнеся свои поступки с ценностями как внеприродными образованиями, человек реализует свою индивидуальную свободу.

История, по Виндельбанду, — процесс осознания и воплощения ценностей. Дуализм ценности и реальности — необходимое условие свободной человеческой деятельности. Проблему специфики социально-гуманитарного знания, в частности исторического знания, Виндельбанд решает как проблему различия методов наук. «Номотетические» науки рассматривают действительность с точки зрения общего, выраженного в законах, «идиографические» науки рассматривают единичное, исторически неповторимое событие, которое не может быть выражено с помощью общих понятий. Власть

ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг (1889—1951) — австрийский философ, логик и математик, с именем которого связан «лингвистический поворот» в современной философии. На формирование его философских взглядов существенное влияние оказали «логический атомизм» Рассела и идеи логической семантики Фреге. В основном произведении раннего этапа его философской эволюции, «Логико-философском трактате» (1921), предпринял попытку обоснования нового способа философствования, базирующегося на представлении о языке как жесткой структуре.

По Витгенштейну, «то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно

говорить, о том следует промолчать». Если метафизика является попыткой установить природу реальности, как она обнаруживает себя в мысли, то ключ к ней находится в языке. Первичной функцией языка является обозначение «фактов», в силу чего ему отводится роль конструирования «мира», границы языка совпадают с границами мира. Понятие «факта» включает в себя «поло-жения дел», являющихся, в свою очередь, комбинациями образующих «субстанцию мира» неизменных «объектов». «Объектам» в предложениях соответствуют «имена»; и тот способ, посредством которого «имена» сочетаются в предложениях, оказывается отражением способа сочетания объектов в «положениях дел». Сложные предложения, состоящие из взаимно независимых элементарных предложений, трактуются Витгенштейном как функции истинности последних. Элементарные предложения, отра-жающие «положения дел», придают осмысленность как истинным, так и ложным предложениям; исключение здесь составляют тавтологии и противоречия, поскольку они не изображают никаких фактов, и потому лишены смысла. Предложениями, способными быть «образами» фактов, имеющими с ними общую «логическую форму», являются лишь предложения естествознания, которые сами представляют факты. Таким образом, предметом философии становится прояснение мышления посредством прояснения предложений. Такое прояснение, считал Витгенштейн, вскры-вает тот факт, что предложения логики и математики являются тавтологиями, что солипсизм в известном смысле совпадает с ре-ализмом, и что предложения ме-тафизики, этики и эстетики, будучи невыразимыми в языке, оказываются в строгом смысле лишенными смысла. Эти положения Витгенштейна легли в основу «антиметафизической» установки логического позитивизма. К концу 20-х гг. Витгенштейн пришел к выводу о неудовлетвори-тельности своих прежних взглядов, отказавшись от установления априорных возможностей лингвистического описания. Новая концепция была изложена им в «Философских исследованиях» (1953) — работе, достаточно сложной для толкования. Основной теоретический итог этрго периода может быть суммирован в утверждении о том, что значение знака есть его употребление в языке в соответствии с правилами данного языка и особенностями практических контекстов, в которых употребляются составляющие предложения знаки. Тем самым признавалось, что ничего невыразимого нет, и наличие смысла у предложения зависит от истинности другого предложения. Витгенштейн подчеркивает многообразие способов употребления слов в естественном языке и их эмпирического описания. Задача философии теперь видится в критическом анализе естественного языка различных (в том числе философских) обобщений, посредством которого выявляются и устраняются понятийно-речевые помехи, иска-жающие и затрудняющие ясное ви-дение реального мира. Такое понимание цели философского исследо-вания было истолковано представителем лингвистической философии Дж. Уиздомом как цели «терапевтической» и в определенном смысле близкой психоанализу.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме «ВЕЩЬ В СЕБЕ:

  1. "ВЕЩЬ В СЕБЕ
  2. ВЕЩЬ В СЕБЕ
  3. Статистика – вещь упрямая
  4. ВСЕ О ДЕПОЗИТАХ И ИХ ВИДЫ. ДЕПОЗИТ (лат. depositum - вещь, отданная на хране-ние
  5. Сам себе адвокат
  6. ГОВОРИТЕ О СЕБЕ, А НЕ О НИХ
  7. Глава 9Отношение к себе
  8. 8. Сила помощи самим себе
  9. ГЛАВА 1.6 ПОМОГИ СНАЧАЛА СЕБЕ
  10. Глава 6.Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
  11. Я хочу быть о себе хорошего мнения
  12. Жизнь человека ценна сама по себе
  13. Глава 11. Отношения со СМИ — распространениеинформации о себе
  14. Что делать, если хотите выработать в себе обаяние
  15. 4. Начните творить - вы удивитесь сами себе и измените окружающий мир
  16. 5. Каких женщин выбирают себе в жёны состоятельные мужчины?
  17. Так как в одних случаях мы говорим о [предмете] самом по себе, в других — об отношении к другому