<<
>>

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ


(лат. — omni- praesentia) — понятие философской системы Фомы Аквинского, обозна-чающее феномен присутствия Бога во всех вещах, доступных Его взору, подвластных Ему и черпающих соб-ственную исходность в Его существовании.
Именно в божественной В. мистицизм традиционно усматривал силу, наделяющую мир вещей сущностью — субстанцией, дабы они не оставались ирреальными.
А. А. Грицанов
ВЕЙЛЬ (Weyl) Симона (1909— 1943) — французская публицистка, философ и богослов, работы которой в общем своем количестве составляют 15 томов. Основные произве-дения: "Наука и восприятие у Де-карта", "Лекции по философии", "В ожидании Бога", Предвосхищения христианства в Древней Греции", "Нужда в корнях", "Дневники", "Угнетение и свобода". Еврейка по происхождению, из состоятельной семьи, еще учась в лицее, В. попала под сохранившееся на всю жизнь влияние Э. Шартье — философа и публициста, который в те времена был широко известен своими работами. В творчестве В. может быть выделено три вектора: собственно философский, политический и богословский. В системе взглядов В. эти векторы взаимообусловлены и образуют гармоническое единство, но анализирующему их на первый взгляд может показаться, что он имеет дело с тремя несводимыми друг к другу этапами ее творчества. В своем первом философском произведении, написанном в духе картезианских размышлений (но не в подражание ему, а в качестве своего рода транстемпорального возражения) В. полагает человеческую сущность в способности к действованию (в противоположность Декарту, в концепции которого человеческая сущность определяется мышлением, отличающим человека от животного и составляющим в нем Образ Божий). Индивидуальная способность к дей-ствованию, реализуемая при столк-новении с другими субстанциальными деятелями, служит, по В., основой мышления: последнее основано на элементарной геометрии поступка, зная которую мы сможем сообщить нашим намерениям метод, а также предвидеть их результаты. В своей деятельности, активности, направ-ленной на преодоление мира, человек схватывает действительность и реальность мира и собственного бытия, а также получает единственную возможность реализовать свою чело-вечность: по оценке В., только творя, человек уподобляется Творцу (см. Творчество). И именно в этом уподоблении он избавляется от иллю-зий философского абстракционизма, исходящего в описании человека из отождествления его с трансцендентальным субъектом, и априорности самой мысли. Весьма значительной темой для творчества В. было осмысление роли языка в преобразовании мира: мысль, по ее оценке, в своем возникновении есть следствие со-прикосновения языка и мира, в котором нами постигается порядок и вместе с этим осмысляются такие категории, как необходимость и слу-чайность. В. принимала активное участие в анархо-синдикалистском движении; по вечерам преподавала философию для бедных, уделяя значительное внимание творчеству Маркса; в 1936 В. сражается на стороне анархистов в Испании. Однако в завершение ее активной полити-ческой деятельности появляется фи- лософско-политический трактат "Раз-мышления о причинах свободы и социального угнетения", в котором В. фиксирует, что Маркс лишился еще одной сторонницы. Она считает, что Маркс сам не рассмотрел следствий своих же аналитик: вооруженное восстание, на которое делает ставку марксизм, реально ничего не изменит даже в том случае, если внешне оно закончится удачно, по-скольку сами властные отношения в своей сути нисколько не меняются: слабые все равно остаются слабыми, и перевороты, совершаемые слабыми, ни к чему конструктивному не приводят, — они только закрепляют то, что уже давно совершилось.
В не-которых своих выводах В. предвосхищает определенные положения теоретиков постиндустриального общества. Так, например, В. полагала, что уже в современном ей обществе власть все менее принадлежит буржуа, поскольку экономическая систе-ма, в которой они живут, совершенно неподконтрольна им. Эта система, уп-равляемая обладающими реальной властью специалистами-приказчи- ками, сама управляет ими (см. Фи-лософия техники). Угнетение, по В., имеет свои корни не в отношении наниматель — подрядчик, а значи-тельно глубже: в отношении человек — предприятие (здесь нельзя не заметить, что В. предугадывает некоторые положения "позднего" Хайдеггера). Угнетение возникает тогда, когда человек используется пред-приятием, а не наоборот. Отход от марксизма поставил В. перед определенной проблемой: она утратила позитивную программу той самой направленной вовне деятельности, ко-торая является, с ее точки зрения, основой всякого (в данном случае ее собственного) мышления. В 1934— 1935 В. нанимается на службу простой рабочей, пытаясь практически осмыслить те понятия, о которых так много (и, по оценке В., не aposte- riori) писал Маркс: сущность труда и производства, дух товарищества и сплоченности пролетариата. Одна-ко и на этом пути В. постигло разоча-рование, по ее словам, раздробившее ее тело и душу: она не встретила ни единства, ни сплоченности, — лишь деградацию и забитость, а в отдель-ных случаях — еще и внушенное марксизмом самодовольство. Этот феномен был наречен В. собирательным понятием "несчастье". Несчастье, по мысли В., есть не столько констатация физической бедности и страдания, сколько указание на духовное опустошение, на духовную смерть, на разрушение личности, а то и вовсе ее утрату у рабочих. Пере-живание этого "несчастья", по В., окончательно уничтожает призрак метафизического субъекта, якобы стоящего за индивидуальными актами и историей. Некоторое время спу-стя, находясь в глубокой депрессии, В., словно молитву, постоянно читала про себя стихотворение Дж. Джер- берта "Любовь". В один из моментов, повторяя его, В., по своей оценке, пережила Откровение: в мистическом экстазе пережила присутствие Христа, в котором она познала, что страдание и несчастье не могут быть препятствием для достижения абсо-лютного блага. В невинном страдании Христа бесполезное на первый взгляд несчастье становится чистым благом. Иисус был несчастным, но несчастье это никак не заслужено, а посему — необъяснимо. Но Хрис-тос смирился со Своим страданием как с волей Отца и продолжал любить и надеяться даже тогда, когда нечего было любить и надеяться было не на что. В этом случае несчастье становится совершенной связью между Отцом и Сыном. Несчастье лучше всего другого отрезвляет человека и избавляет его от аффекта ложного блага. Именно поэтому, согласно В., несчастье есть путь к истинному благу и любви, оно очищает любовь. В. утверждала, что Бог в любви творил этот мир не из величия Своего, а из Своего самоуничижения и умаления, перестав быть всем и позволив существовать иному. Но иное не должно было быть чужим. Для этого Отец посылает Сына в мир и отдает Его во власть царящей в нем необходимости, которая теперь должна была уступить благу, благодаря чему создание, сотканное из необходимости, как бы уподобляется вибрирующей струне, узелками прикреплен-ной к двум противоположностям: к Богу Абсолютному Бытию и к Богу Совершенно Беспомощному. В этом же ключе В. переосмысляется и та-кая категория, как власть. Абсолют- "Великие неврозы" нашего времени 155
ная власть у В. — власть, уподобленная божественной в отказе от ис-пользования силы и господства, в де-централизации собственной персоны в опыте иного (см. Ацентризм, Другой). В. умерла в творческом расцвете в возрасте 34 лет от туберкулеза. Примечателен и тот факт, что крестилась она только на смертном одре, и то от рук своего друга-несвященника. Врачи ее смерть назвали само-убийством, так как она отказывалась принимать пищу в необходимом для нее количестве потому, что ее сограждане в оккупированной Фран-ции ели значительно меньше. Даже перед лицом смерти В. отстаивала свою философскую позицию. Ее рукописи, сохраненные друзьями, были в значительной своей части опуб-ликованы только в 1950-х. При жизни творчество этой мужественной женщины было малоизвестным, прежде всего в силу того, что она в своей деятельности никогда не была ориентирована академически, при-держиваясь своего рода античной концепции философии, согласно которой знание должно сделать человека мужественным и сообщить ему достаточно мудрости, необходимой для того, чтобы, познав истину, принять мир таким, каков он есть. Не-которые исследователи объясняют ее непопулярность не только ее не-академическим стилем, но и женской дискриминацией или антисемитизмом. "Одинокое" творчество В. -безо всяких натяжек можно отнести к раннеэкзистенциальному руслу философии (см. Экзистенциализм), а некоторые исследователи относят В. к числу наиболее значительных мыслителей нашего времени (в философ-ском словаре-справочнике Я. Мак- Грила В. даже входит в число ста двадцати "великих мыслителей Запада").
о. Сергий. Лепин
"
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ:

  1. ВЛАСТЬ
  2. ВЛАСТЬ
  3. ВЕДЫ
  4. 5 . Система объективного идеализма Г. Гегеля
  5. Человек и душа
  6. МАФИЯ (лат. mafia) - организованная групповая пре-ступность
  7. Авторы статей
  8. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ РОМАНТИЗМ
  9. НЬЮТОН И ДЕКАРТ
  10. РОМАНТИЗМ