<<
>>

Вильгельм Дильтей

(1833—1911) выдвигает самобытное систематическое и мето-дологическое обоснование наук о духе в противовес естественным наукам. Подчеркивая исторический характер всех форм проявления духовной деятельности, он сближается с тогдашним историцизмом.

Понятие жизни все больше перемещается в центр его духовных интересов, чем и определяется решающий вклад Диль- ТЕЯ в становление философии жизни. Свой замысел заложить основы наук о духе под лозунгом "критики исторического разума" ДИЛЬТЕЙ связывает

с критикой метафизики, поскольку та претендует на научно общезначимые результаты. Основой наук о духе должно стать главным образом проникновение в историчность человека и его творений.

О том, чем является человек, он узнает из своей истории. Лишь осознание историчности человека открывает освобожденный от "паутины догматического мышления" доступ к творениям духа во всей их уникальности. Науки о духе отличаются от естественных наук тем, что изучают действительность, порожденную самим человеком, т.е. в них дух за] шмается творениями самого же духа. Потому различны и методы познания:

природу мы объясняем, дух — понимаем. Общественные и творческие достижения людей являются выражениями внутренних процессов, душевной жизни.

Их можно постичь лишь путем вживания в целостность душевной жизни. Поэтому основа теории познания паук о духе — не абстрактный субъект познания, а целостный человек, т.е. "волящее, чувству-ющее, понимающее существо". Главное — опытное постижение данных во внутреннем и внешнем восприятии фактов сознания.

Отсюда — важнейшая роль психологии. Лишь исходя из опыта, можно проследить закономерности, структуры, типы и т.д. Метод изучения человека как предмета науки о духе основан на взаимосвязи переживания, выражения и понимания. Он применим не только к проявлениям индивидуальной жизни, но и к надличным культурным системам (к искусству, науке, религии и т.д.) и формам организации (к государству, церкви и т.д.).

"Это процесс понимания, через кото-рый жизнь постигает собственные свои глубины, хотя мы понимаем себя и других лишь тогда, когда привносим собственное пережитое в любое выражение своей и чужой жизни ...

так что науки о духе основаны на этой связи переживания, выражения и понимания".

Переживания — это структурные единицы, из которых строится душевная жизнь. В них актуализирована взаимосвязь сознания и его содержаний. Выражение есть концентрация переживаний во внешних формах (напр. в жестах, языке, искусстве и т.д.). Следовательно, все эти формы суть объективации душевной жизни.

Понимание есть постижение внутренней жизни на основе ее внешних проявлений. Понимание объективаций чужой душевной жизни есть повторное переживание на основе опыта собственной душевной жизни.

Поэтому самосознание приобретает ре-шающую роль. В поздних сочинениях ДИЛЬТЕЯ все большее значение получает понятие жизни.

"Жизнь есть основной факт, который должен быть отправной точкой для философии. Она есть то, что известно из внутреннего опыта; она есть то, за пределы чего мышление проникнуть не может".

Духовно-исторический мир есть объекти-вация жизни. Чтобы понять ее, объективные образования должны быть переведены обратно в стихию духовной жизни, которая их породила. Смысловое истолкование жизни в целом совершается в рамках мировоззренческих систем:

философии, религии и искусства. ДИЛЬТЕЙ различает три основных типа систем:

в натурализме человек понимается как биологическое существо, рассчитанное на удовлетворение влечений и подчиненное материальным условиям своего су-ществования;

в идеализме свободы выдвигается свободная творческая самореализация, основанная на независимости духа от внешних условий;

объективный идеализм нацелен на достижение гармонии индивидуума и мира как целого. Снятие противоречий жизни он ищет во всеобщей гармонии бытия.

Ни одно из мировоззрений не обладает всей полнотой истины, а лишь выражает один ее аспект.

"Мировоззрения коренятся в природе универсума и в отношении к ней духа, познающего в конечных формах. И каждое из них выражает в рамках нашего мышления одну сторону универсума. В этих пределах каждое истинно.

Но каждое в то же время односторонне. Нам не дано увидеть единство всех этих сторон. Чистый свет истины доступен нам лишь в разложенном виде". |5ГОЙ

їТ|Т5Т

t- аэ < oo oo

со о>

о СО Сі <л

1 P

»S N ф CT5

О. =Т

ф I

о Ф

х а

Ф о

с\Г?

7 і

,„ г а і

.1 I ??

T о

О CM Й 1 4- cn

ф O) CO с ^ ^ r- S? w —¦

О I о

i4-- ' (о

cm

N X C0 »S CD

t- ф iSi

Я Ф

Я ® r?

«"J, ISl

в5 О Основной признак XX столетия — бурный рост знаний в сфере техники и естествознания. Современная физика расширяет нашу картину мира далеко за пределы, установленные классической физикой: теория относительности и квантовая физика открывают новые перспективы мироздания в области самых малых и самых больших частей материи. Биология в лице эволюционной теории представляет человечество в новых образах, как психология, и прежде всего психоана-лиз ФРЕЙДА, обнаруживая новые измерения вопроса о человеческой жизни.

Эти процессы затронули философию в различных аспектах:

с одной стороны, методы и открытия современной логики дают основы для прогресса в науке и технике (напр. ком-пьютеры).

Такие философы, как ФРЕГЕ И РАССЕЛ, В равной степени активно участвовали в развитии математики, логики и философии в XX в.

С другой стороны, естествознание становится мерилом и объектом для фи-лософии.

Точность и абсолютная достоверность положений естествознания — идеал для нового позитивизма. Поэтому для нашей эпохи симптоматична теория пауки, т.е. философское осмысление методов, построения и результатов частных наук. Логицизм как метод и точность как цель заменяют традиционные философские постановки вопросов. Старые проблемы метафизики считаются не поддающимся распутыванию клубком понятий:

"Люди привыкают к "освобождению мира от чар", ... совершилось приспособление чувственной жизни к познанию. Таким образом, мировоззренческие проблемы отпадают сами собой — не потому, что они нашли решение, а потому, что стали беспредметными" (Э.

Топич).

С этим тесно связан "linguistic turn" в философии XX в.: поворот к языку как своему предмету.

Первоначально этот поворот совершался путем введения анализа, каким его развивают МУР И РЛССЕЛ. Берясь за проблемы, их переводят в корректные и осмысленные языковые формы. Благодаря этому в наших высказываниях выявляются и устраняются влекущие за собой недоразумения моменты.

Выросшая на этой основе цель — создать идеальные, т.е. абсолютно ясные языки — является главной темой этой философии, особенно представителей Венского кружка. Позднее развивается философия обыденного языка ("ordinary language philo-sophy"):

ее предмет — язык в его реальном обыденном употреблении. ВИТГЕНШТЕЙН — один из важнейших пред-ставителей обоих направлений.

Человек и его жизненный мир — в цен-тре внимания других направлений: Конкретный жизненный путь человека — средоточие интересов философии экзи-стенциализма, предтечей которой считают КЬЕРКЕГОРА. В XX в. это направление представлено именами прежде всего ЯСПЕР- СА, САРТРА И КАМЮ.

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Вильгельм Дильтей:

  1. Готфрида Вильгельма Лейбница
  2. ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915
  3. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  4. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
  5. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
  6. ГЕРМЕНЕВТИКА
  7. ГЕРМЕНЕВТИКА
  8. АНТРОПОЛОГИЗМ
  9. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
  10. АНТРОПОАНАЛИЗ
  11. ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист
  12. ГЛАВА XI. МАЗОХИСТСКИЙ ХАРАКТЕР