<<
>>

ВИОЭТИКА

— система представле-ний о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды; в настоящее время конституируется как специальная область междисциплинарных исследований, фокус которых определяется в зависимости от типа рассматриваемых вопросов и природы этического анализа.

Культурные основания Б. заключаются в нравственном осмыслении человеком своих неразрывных связей с природой и вытекающей отсюда моральной ответственности за сохранение последней. Б. также охватывает проблемы ценностного характера, включая широкий спектр социальных вопросов. Так, одна из целей Б. — выработка критериев и норма-тивов, допускающих или ограничи-вающих проведение тех или иных исследований на человеке (в том числе и экспериментальных) способных изменить его поведение, психику и в конечном счете создающих воз-можность манипулирования личностью. В Б. можно выделить проблемы медицинской, профессиональной и социальной этики. В разработке ее проблем участвуют философы (специ-ализирующиеся как в сфере этики, так и в сфере философии науки), юри-сты, социологи, биологи, теоретики медицины и теологи.
Актуализация проблем Б. обусловлена научно-техни-ческим прогрессом, развитием генной инженерии, биотехнологии. Генная технология дает человеку могущест-во, которым он раньше не обладал: целенаправленно и быстро изменять природную среду. То, на что естест-венной эволюции иногда требовалось миллионы лет, человек может совершить теперь за небольшой отрезок времени. Метод генной технологии может быть применен в биотехнологии, клеточной биологии, генетике человека. С помощью генной технологии человечество может глубже понять жизненные процессы на мо-лекулярном уровне, что в будущем позволит улучшить основы наследст-венности человека, победить болезни. Генная технология и биотехнология могут вмешаться в судьбу человека: 1) это направленное изменение на-следственного материала (техника ре-комбинации ДНК); 2) идентичное воспроизведение генетически запро-граммированной особи (клонирова-ние); 3) создание химер (человек-жи- вотное) из наследственного материала разных видов; 4) внедрение биологи-ческих роботов, содержащих свою рабочую программу в виде биохими-ческой информации и находящихся в положении, когда они самостоя-тельно организуются и размножаются.
Методики оживления,трансплантация, вживление искусственных органов — все это заметно обогащает арсенал средств борьбы за человечес-кую жизнь. Речь идет о возможной перестройке физиологических про-цессов развития человека, его ес-тественного рождения, что влечет изменение взгляда на вещи, казав-шиеся неприкосновенными и незыб-лемыми не только с позиции церкви, но и с точки зрения общечеловеческой морали (искусственное деторож- дение, "пробирочные дети", замора-живание эмбриона и его реактива-ция спустя десятилетия). Подобные манипуляции могут привести к дра-матическому столкновению поколе-ний. По каким критериям осуществ-лять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться, какую цену платить? Из всего багажа общеэтических учений в Б., как правило, находит широкое применение лишь восходящее к классичес-кой традиции различение норма-тивного характера — речь идет о деонтологическом подходе и консек- вентуалистском, или утилитаристском. Очевидно, что в рамках этих двух точек зрения совершенно по-раз- ному может оцениваться эксперимен-тирование на человеке: приверженец деонтологии будет на первое место ставить интересы того, на ком прово-дится эксперимент; сторонник утили-таризма будет больший вес придавать возможным результатам эксперимен-та для других людей. Идеалы и ценности гуманизма диктуют необхо-димость этического контроля над наукой, который должен быть от-крытым, междисциплинарным и на-правленным на защиту экологичес-ких и социальных интересов людей.

А. Т. Павлова

БИРУНИ (Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед Аль-Бируни) (973— 1048) — тюркский ученый-энциклопе- дист (философ, астроном, математик, географ, геолог, историк, этнограф, врач, поэт). Широкая образован-ность сочеталась у Б. с передовыми для того времени взглядами. Учился в различных городах Средней Азии и Иране. В 995—1010 жил в Иране, где в 1000 написал свой известный труд "Аль-Асар альБакийя ан аль- курун аль-халия" ("Памятники минувших поколений" или "Хроно-логия древних"). В 1010 правитель Хорезма Мамун ибн Мамун создал в Ургенче научный центр и пригласил Б.

руководить им. В 1017 султан Газны Махмуд Газневи завоевал Хорезм и всех ученых перевел в Газну, где Б. и находился до конца своей жизни. В своих трудах Б. осудил завоевательную политику султана. В Газне Б. написал труды: "Ключ к познанию астрономии", "Назидание Масуда", "Книга об измерении размеров окружностей", "Правила определения удельного веса мине-ралов". По различным данным, Б. написал около 150 произведений. В этих работах Б. приводит много важных данных, положений, выска-зывает передовые для своего времени мысли, близкие к современным выводам и обобщениям. В области природоведения Б. придерживался материалистических взглядов: он считал, что основу Вселенной составляет материя, которая находится в постоянном движении и качествен-ном изменении. Б. выступал против

114 Бисексуальность

объяснения законов природы через догмы шариата, противопоставляя им научные доводы. Б. первым в Средней Азии высказал гелиоцентрическую точку зрения и вычислил расстояние между Солнцем и Землей. В теорию познания Б. внес ценное положение: "обилие наблюдений порождает способность запоминания виденного". По Б., избирательность памяти, ее способность к запомина-нию зависят от аргументации того или иного положения. Б. считал память "даром Всевышнего Аллаха", но в то же время он доказывал, что "усердие и напряженные занятия служат основанием для достижения высокой памяти". В познании природы Б. большое место отводил ло-гическим выводам и аналогии. В ис- торико-географических трудах Б. приводит данные об этнографии, миграции тюрков на запад, о переселении их в Восточную Европу. Труды Б. переведены на английский, немецкий, русский и другие языки.

А. А. Галиев, А. В. Панфилов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВИОЭТИКА:

  1. § 3. Субъекты финансового права
  2. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  3. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  4. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  5. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  6. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  7. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  8. § 3. Система финансового права
  9. § 4. Источники финансового права
  10. § 2. Принципы финансового права
  11. Глава 3. Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права
  12. § 1. Понятие, предмет и методы финансового права
  13. § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления
  14. Глава 2. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
  15. § 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  16. § 2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность государства