<<
>>

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

, виртуальное, виртуальность (лат. virtus — потенциальный, возможный, доблесть, добродетель, энергия, сила) — 1. В схоластике — понятие, обретающее категориальный статус в ходе переосмысления платоновской и аристотелевской парадигм: было зафиксировано наличие определенной связи (посредством virtus) меж-ду реальностями, принадлежащими к различным уровням в собственной иерархии.

Категория "виртуальнос-ти" активно разрабатывалась также и в контексте разрешения иных фундаментальных проблем средневековой философии: конституирования сложных вещей из простых, энергетической составляющей акта действия, соотношения потенциального и актуального. Фома Аквинский посредством категории "виртуальность" осмысливал ситуацию сосуществования (в иерархии реальностей) души мыслящей, души животной и души растительной: "Ввиду этого следует признать, что в человеке не присутствует никакой иной субстанциальной формы, помимо одной только субстанциальной души, и что последняя, коль скоро она вирту-ально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную, рав-ным образом содержит в себе формы низшего порядка и исполняет самостоятельно и одна все те функции, которые в иных вещах исполняются менее совершенными формами".
(Предположение о том, что некая реальность способна генерировать иную реальность, закономерности сущест-вования коей будут несводимы к аналогичным характеристикам по-рождающей реальности, выдвигал еще византийский богослов 4 в. Василий Великий. Ср. замечание английского ученого Д. Денетта (1993): "Ум есть паттерн, получаемый умом. Это довольно тавтологично, но это не порочно и не парадоксально".) Позже Николай Кузанский в работе "О видении Бога" следующим образом решал проблемы виртуальности и актуальности существования и энергии: "Так велика сладость, которой ты, Господи, питаешь мою душу, что она всеми силами стремится помочь себе опытом здешнего мира и внушаемыми Тобой прекрасными уподоблениями.
И вот, зная, что Ты — сила, или начало, откуда все, и твое лицо — та сила и начало, откуда все лица берут все, что они суть, я гляжу на стоящее передо мной большое и высокое ореховое дерево и пытаюсь увидеть его начало. Я вижу телесными глазами, какое оно огромное, раскидистое, зеленое, отягощенное ветвями, листвой и орехами. Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально; я обращаю внимание на дивную силу того семе-ни, в котором было заключено целиком и это дерево, и все его орехи, и вся сила орехового семени, и в силе семян все ореховые деревья. И я понимаю, что эта сила не может развернуться целиком ни за какое вре-мя, отмеренное небесным движением, но что все равно она ограниченна, потому что имеет область своего действия только внутри вида ореховых деревьев, т. е. хотя в семени я вижу дерево, однако это начало дерева все еще ограничено по своей силе. Потом я начинаю рассматривать семенную силу всех деревьев различных видов, не ограниченную никаким отдельным видом, и в этих семенах тоже вижу виртуальное присутствие всех мыслимых деревьев. Однако если я захочу увидеть абсолютную си-лу всех сил, силу-начало, дающую силу всем семенам, то я должен буду выйти за пределы всякой известной и мыслимой семенной силы и проникнуть в то незнание, где не остается уже никаких признаков ни силы, ни крепости семени; там, во мраке, я найду невероятную силу, с которой даже близко не равнится никакая мыслимая представимая сила. В ней начало, дающее бытие всякой силе, и семенной, и несеменной. Эта абсо-лютная и всепревосходящая сила дает всякой семенной силе способность виртуально свертывать в себе дерево вместе со всем, что требуется для бытия чувственного дерева и что вытекает из бытия дерева; то есть в ней начало и причина, несущая в себе свернуто и абсолютно как причина все, что она дает своему следствию. Таким путем я вижу, что абсолютная сила — лицо, или прообраз, всякого лица, всех деревьев и любого дерева; в ней ореховое дерево пребывает не как в своей ограниченной се-менной силе, а как в причине и сози- дательнице этой семенной силы...
Стало быть, дерево в тебе, Боге моем, есть сам ты, Бог мой, и в тебе истина

Виртуальная реальность 167

и прообраз его бытия; равным образом и семя дерева в тебе есть истина и прообраз самого себя, т. е. прообраз и дерева, и семени. Ты истина и прообраз... Ты, Боже мой, абсолютная сила и потому природа всех природ". При этом постулирование диады "божественная или предельная реальность — субстанциальная ре-альность, пассивная, существующая в собственном пространстве-времени" исключало возможность помыслить некую "иерархию" реальностей: объектная пара может мыслиться лишь в контексте "бинаризма" "сополо- женных" компонентов и как находящаяся вследствие предельности последних в состоянии внутреннего антагонизма. Становление монисти-ческой "научной картины мира", за-менившей божественные закономерности на "законы природы", означало постулирование одной реальности — "природной" — при сохранении об-щекосмического статуса virtus как особой, всепроникающей силы. (Этим обстоятельством были, в частности, фундированы дискуссии о соотношении науки и религии, науки и мистики, о природе и горизонтах магического.) 2. В постклассической науке "виртуальная реальность" — понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их "константной" реальностью и авто-номны; при этом их существование полностью обусловлено перманентным процессом их воспроизведения порождающей реальностью — при завершении указанного процесса объекты "виртуальной реальности" исчезают. Как и в схоластике, ка-тегория "виртуальности" вводится здесь через оппозицию субстанци-альности и потенциальности: вирту-альный объект существует хотя и не субстанциально, но реально и в то же время — не потенциально, а актуально (Н. А. Носов). "Виртуальная реальность" суть "недо-возникающее событие, недо-рожденное бытие" (С. С. Хоружий). При этом виртуальная реальность способна порождать виртуальную реальность следующего уровня, становясь по отношению к ней "константной реальностью" — и так "до бесконечности": ограничения на количество уровней иерархии реальностей теоретически быть не может.

Предел в этом случае может быть обусловлен лишь ограниченностью психофизиологической природы человека как "точки схождения всех бытийных горизонтов" (С. С. Хоружий). 3. В рамках "киберкульту- ры" — термин для обозначения космоса интерактивных феноменов, создаваемого для пользователей раз-нообразных компьютерных игр. (Ср.: "виртуальная деятельность" у Бергсона, "виртуальный театр"у А. Арто, "виртуальные способности" у А. Н. Леонтьева.) Обретение понятием "виртуальная реальность" фи-лософского статуса было обусловлено осмыслением соотношения трех очевидных пространств бытия человека: мира мыслимого, мира видимого и мира объективного (внешнего). В современной философской литера-туре подход, основанный на призна-нии плюрализма реальности и осу-ществляющий в таком контексте реконструкцию природы виртуальной реальности, получил наименование "виртуалистика" (Н. А. Носов, С. С. Хоружий). (См. также Возможные миры, Гиперреальность.)

А. А. Грицанов, И. Д. Карпенко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ:

  1. Виртуальная библиотека
  2. ГЛАВА XI. ЗА КРЕПОСТНОЙ СТЕНОЙ — ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НЕТОКРАТОВ И ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
  3. ГЛАВА X. СЕКС И ПЛЕМЕННОЙ СТРОЙ, ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НЕРАВЕНСТВО УМОВ
  4. ГЛАВА VIII. КОНВУЛЬСИИ КОЛЛЕКТИВИЗМА СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА И ВИРТУАЛЬНЫЙ СУБЬЕКТ
  5. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ
  6. ОПИСАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ
  7. 4. Бытийная реальность и ее виды
  8. ПР: миф и реальность
  9. Дозировка реальности
  10. Тема 2. Бытие как всеохватывающая реальность
  11. Идеальная семья – миф и реальность
  12. 2. Смерть и бессмертие: мифы и реальность
  13. 2.3. Платное обучение – вынужденная реальность
  14. Тема 39. ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  15. Права детей: фикция или реальность?
  16. 2. Бытие как материальная реальность и единство мира
  17. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ (лат. principium - основа, начало и лат. realis вещественный)
  18. Бизнес и Советский Союз. Советский бизнесмен: миф или реальность?