<<
>>

ВЛАСТЬ

— форма воздействия человека на окружающее, предпола-гающая целенаправленное осуществление своей воли вопреки сопро-тивлению. Власть обычно связывают с отношениями господства-подчинения, с принуждением, насилием.

В широком смысле объектом властных отношений может быть любой элемент действительности. «Сопротивление» природного материала можно рассматривать в качестве элемента властных отношений. Можно говорить о власти человека над природой, о власти разума, «власти климата» (Монтескье), власти слова, власти человека над своими страстями.

В узком смысле властные отношения относятся лишь к сфере челове-ческих взаимоотношений. Для властных отношений характерны четко выраженная субъектно-объектная структура, осознанность, асим-метричность, персонифицированный характер. В этом смысле субъектом властных отношений может быть только человек или группа людей, а не сила природы, судьба или социальный институт. Все существующие природные и социальные ограничения челове-ческой свободы не являются «властью» в строгом смысле. «Властью» они становятся тогда, когда входят в орбиту человеческих отношений господства-подчинения. Они либо сознательно используются в качестве средств осуществления человеческой воли, либо приобретают в глазах людей качество власти: фетишизируются и персонифицируются.

Возвышенное

Власть и властные отношения имеют этические, экономиче-ские, политические, правовые, философские и др. аспекты. В фи-лософском отношении власть — это форма выражения человече-ской ограниченности и стремление ее преодолеть, это необходимая характеристика человеческой жизни. Т. Гоббс рассматривал власть как вечное человеческое стремление к самосохранению. Власть — оборотная сторона человеческой «конечности», в своих предельных основаниях стремление к бесконечному, авто-номному, вечному существова- нию. Скрытые структуры властных отношений можно обнаружить в любви, познании, общении.

Понятие власти в широком фило-софском смысле — как утверждения человека в мире складывается в Но-вое время.

«Властные измерения» человеческой жизни — пафос освоения мира, его рационального пе-реустройства, уверенность в мощи разума, приоритет рационально-волевого начала в мире, субъект-объектная расчлененность человеческой жизнедеятельности. Отношения господства-подчинения по-сво- ему антропоморфизируют окружающее. Новая мифология — мифоло-гия разумности всего существующего, наличия в мире единого замысла, опирающегося на «тайную власть» — предельное выражение универсализма отношений господства-подчинения в современном массовом сознании. Скрытые структуры отношений власти присутствуют в отношении к природе, друг к другу, к культуре, даже к Богу. Пассивность, «страдательность» объекта властных отношений, доступность, открытость его содержания дополняется особым «знаковым террориз-мом» власти — желанием маркировать, пометить объект, лишить его самостоятельного существования, присвоить его, овладеть им, отождествить себя с ним, поглотить его, уничтожить. Власть заключает в себе как стремление к упорядоче-нию мира, организации его, так и разрушительный импульс. Современная философская концепция власти разработана в трудах Т. Адорно и М. Хоркхаймера, Р. Барта, М. Фуко, Э. Канетти. Ранее сходные идеи высказывались А. Шопенгауэром. О вла-сти тирана как предельном извращении идеи социального и космического целого говорил еще Платон. Особое понимание власти можно обнаружить в со-чинениях Ф. Ницше. Власть для Ницше — скорее метафора, вы-ражающая свободное, не детерминированное «человеческим, слишком человеческим» волеизъявление, способное противо-поставить человека естественному порядку вещей: это не само-сохранение, а способность к са-мопожертвованию, власть-жертва, но не власть-господство.

ВОЗВЫШЕННОЕ — эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые он переживает и понимает как величие, мощь, грандиозное, гигантское, превос-ходящее обычную меру. Возвышенны явления природы, поступки и мысли человека, вызывающие чувства восторга, благоговения, преклонения, даже страха.

Низменное безобразно. Возвы-шенное — высшая мера проявления прекрасного.

Возрождение

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТ-ВИТЕЛЬНОСТЬ. Имеются два значения термина «действитель-ность»: 1) под действительностью понимается весь объективно суще-ствующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью; 2) в более узком и специфическом смысле слова под дей-ствительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время в определенных условиях. Под возможностью пони-мается то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержа-щееся в настоящем. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Весь процесс развития — это процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее пре-вращения в новую действительность. По своему качеству возможности подразделяются на обратимые и необратимые, существенные и несущественные, формальные и реальные, абстрактные и конк-ретные.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ВЛАСТЬ:

  1. 60. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: РЕАЛИЗАЦИЯ В РФ
  2. 6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти
  3. § 1. Судебная власть в системе разделения властей
  4. Раздел VI. Органы государственной власти в Российской ФедерацииГлава 20. Общая характеристика органов государственной власти
  5. Тема 8. ТРЕХМЕРНАЯ СТРУКТУРА НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ НОСИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ
  6. ПРИНЦИПОВ ВЛАСТИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ
  7. ВЛАСТИ. ПСИХОЛОГИЯ ВЛАСТИ
  8. Идея права: право власти и власть права
  9. 4.8. Закон Красноярского края о праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края
  10. ВЛАСТЬ
  11. ВЛАСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
  12. Политическая власть
  13. § 2. Разделение властей
  14. 6. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
  15. Тема 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
  16. Тема 3. ТЕОРИИ ВЛАСТИ
  17. Тема 7. МОТИВАЦИЯ ВЛАСТИ
  18. Тема 9. ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ