ВЛЕЧЕНИЕ
(нем. trieb) — по Фрейду, стремление к удовлетворе-нию неосознанной или недостаточно осознанной потребности субъекта, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения организма, характеризующийся наличием источника энергии (си-лы), цели и объекта.
Принципиаль-ного разведения терминов "В." и "инстинкт" Фрейд не осуществил. Согласно Фрейду, В. происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная си-ла, ориентированная на устранение возбуждения: "...под "влечением" мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения в отличие от "раздра-жения", вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне. Влечение является, таким об-разом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного. Самым простым и естественным пред-положением о природе влечений было бы, что они сами по себе не обладают никаким качеством, а могут приниматься во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Только отношение влечений к их соматическим источникам и их целям составляет отличие их друг от друга и придает им специфические свойства. Источником влечения является возбужда-ющий процесс в каком-нибудь органе, и ближайшей целью влечения является прекращение этого раздра-жения органа" (Фрейд). Согласно версии Фрейда, "...человеческие влечения бывают только двух родой. Либо те, что направлены на сохранение и объединение; мы называем их эротическими — в том смысле, как Эрос понимается в платоновском "Пире", — или сексуальными влечениями, сознательно расширяя понятие "сексуальность". Либо те, что направлены на разрушение и убийство: мы сводим их к инстинкту агрессии, или инстинкту деструктивности". В. трактовалось Фрейдом также и как "наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния", при этом по-стулировалось, что "психическое значение влечения повышается в связи с отказом от его удовлетворе-ния". Согласно точке зрения Фрейда, В. действуют постоянно, избирая своим объектом то, посредством чегоВозможность и Действительность 171
они могут достичь своей цели. Ука-зывалось, что в числе объектов В. могут быть и части собственного тела. Фрейд полагал, что "влечения и их превращения суть конечный пункт, доступный психоаналитическому познанию", (см. Желание.)
В. И. Овчаренко
Еще по теме ВЛЕЧЕНИЕ:
- Аромат влечения или влечение к аромату?
- ЛИБИДО (лат. libido - желание, влечение, стремление
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ВЛЕЧЕНИЙ
- СУБЛИМАЦИЯ (СУБЛИМИРОВАНИЕ
- ЭРОС (греч. eros - любовь
- ЭРОС
- ТАНАТОС, Фанатос, Танат, Фанат (греч. Thanatos - смерть
- ФИКСАЦИЯ (лат. fixus - твердый, нерушимый, крепкий
- ДЕСИГНАТ
- ФИКСАЦИЯ
- НЕОПСИХОАНАЛИЗ (греч. neos - новый и психоанализ
- Свобода
- ЛИБИДО
- I. ВВЕДЕНИЕ
- ТАКСОНОМИЯ
- Система учения о нравственности
- КАТЕКСИС (англ. неологизм cathexis - количество энергии
- СУБЛИМАЦИЯ
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center