<<
>>

ВНИМАНИЕ


— сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков.
По активности субъекта в организации В. различают три вида В.: непроизволь-ное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное В. — это сосре-доточение субъекта на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Непроизвольное В. — наиболее про-стой и генетически исходный вид В., вызываемый яркой эмоциональной окраской, силой и новизной раздражителя. Произвольное В., в отличие от непроизвольного, представляет сознательно регулируемое сосредо-точение на объекте, определяемое поставленной задачей. Постпроиз-вольное В. возникает на основе ин-тереса как проявление направленно-сти личности и представляет собой сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. Выделяют также внешненаправленное (перцептивное) и внутреннее В. Внешне- направленное В. включено в перцептивную деятельность человека, внутреннее связано с осознанием личностью своего внутреннего мира, с самосознанием. Его объектами яв-ляются чувства, мысли, воспоминания. Основные свойства В., определяемые путем экспериментального исследования: объем, избиратель-ность, устойчивость, распределение и переключение. Объем В. измеряется тем количеством объектов, кото-рое может быть одновременно охвачено В. (у взрослого человека объем В. равен 4—6 предметам). Распределение В. выражается в возможности удержания в центре В. одновременно нескольких объектов. Переключение В. состоит в намеренном переносе В. с одного объекта на другой. Устойчивость В. проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Концентрация В. состоит в поглощении его одним объектом.
Т. В. Самущик
ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — модальные характеристи-ки бытия, выражающие, с одной сто-роны, тенденцию становления, с другой — ставшую реальность. Если понятие В. выражает объективно су-ществующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе 172 Возможность и Действительность
определенной закономерности его развития, то Д. — объективно су-щее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. В широком смысле слова, Д., таким образом, есть совокупность всех реализовавшихся В. и предметно совпадает с феноменом наличного бытия. Выступая в качестве парных категорий, В. и Д. могут быть охарактеризованы с точки зрения взаимоперехода: В. возникает в рамках Д. как одна из тенденций и потенциальных перспектив ее эволюции, презентируя будущее в на-стоящем, воплощая тем самым эво-люционный потенциал Д. (как, по примеру Аристотеля, статуя Гермеса в мраморной глыбе), а превращение В. в Д. (актуализация) порождает новые В. Однако претворение в жизнь одной из В., ее превращение в Д., означает в то же время и неосуществ- ленность всех других, альтернатив-ных В. (их сохранение в качестве В. или превращение в невозможность). Таким образом, в контексте взаимо-действия В. и Д. конституируется категория невозможности как того, что не может быть артикулировано в качестве Д.
ни при каких условиях и не может быть помыслено без нарушения логического закона непроти-воречивости суждения. Наряду с этим, противостоя невозможности, В. противостоит и необходимости, т. е. тому, что не может не стать Д., в отличие от которой В. соизмеряет свой статус потенциальности с ва-риативной перспективой. (В связи с сопоставленностью Д. fe необходи-мостью, В. — из соображений симметрии — ставится в соответствие со случайностью, которая характеризует В. или невозможности тех условий развития предмета, при которых В. — с необходимостью — превра-тится в Д.) Различные виды В. могут быть систематизированы как сле-дующие типологические оппозиции: 1) формальная В., т. е. все то, что не исключено сущностными законами развития предмета и может быть по-мыслено в непротиворечивой форме в качестве потенциальных версий его развития (гегелевский пример о формальной возможности того, что турецкий султан станет папой Рим-ским), и В. реальная, т. е. такая, которая не только может быть помислена без нарушения законов формальной логики, но и сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими В. (в этом контексте кон-ституируется понятие вероятности как количественной меры В.: "максимальная вероятность" означает акт превращения В. в Д.); 2) абстрактная В., т. е. такая, условия реа-лизации которой, в свою очередь, выступают в качестве возможных, и конкретная В., превращение которой в Д. может быть осуществлено на наличном уровне развития пред-мета; 3) обратимая В., превращение которой в Д. симметрично трансфор-мирует статус прежней Д. в возможный (фигура маятникообразного вза-имопревращения), и необратимая В., превращение которой в Д. придает прежней Д. статус невозможно-сти. Термины В. (dinamis) и Д. (energeia) были введены впервые в "Метафизике" Аристотеля, однако объективно дифференциация актуального и потенциального существо-вания обнаруживает себя уже в рамках натурфилософии, начиная со старших физиков: так, у Анаксимандра, Анаксагора, Демокрита Д. (т. е. наличный, эмпирически данный Космос) представляет собою лишь один из возможных вариантов организации исходного субстанци-ального начала как неограниченности В., причем эта В. обратима (например, ритмические пульсации косми- зации и апейронизации мира у Ана-ксимандра, гераклитовский огонь, "мерами разгорающийся и мерами погасающий" и т. п.). Наряду с этим в философии элеатов оформляется апория о невозможности В., ибо сущее не может возникнуть ни из сущего (ибо в этом случае отсутствует реальное возникновение), ни из не-сущего (что невозможно). Аналогично в рамках мегарской школы (см. Сократические школы) оформляется идея о том, что возможной является только Д., ибо вне Д. не мо-жет быть В. ("возможностью можно обладать только в акте"). На базе критики означенной аргументации ("такие утверждения упраздняют всякое движение и возникновение") выстраивается концепция В. и Д. Аристотеля. В. связывается у Аристотеля с материальным, а Д. — с фор-мальным началами, — под Д., таким образом, понимается то, что обрело форму, вид, эйдос. Аристотель ин-терпретирует взаимодействие В. и Д. в контексте процессуального изменения бытия ("осуществление того, что существует в В., есть движение") при безусловном примате Д. ("суще-ствующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально"). Понятия В. и Д. лежат у Аристотеля в основе логической теории модальности, детерминируя класси-фикацию суждений — по критерию модальности — на "ассерторические" ("суждения Д."), "проблематические" ("суждения В.") и "аподиктические" ("суждения необходимости"). В сред-невековой схоластике energeia и dinamis были переведены на латынь как actus (акт) и potentia (потенция), что обрисовывает основные векторы интерпретации их соотношения в рамках аристотелевской парадигмы. Однако многочисленные неортодок-сальные ответвления и вариации схоластических концепций, задающие радикально новые ракурсы видения проблемы В. и Д., выходят да-леко за границы этой схемы. В этом контексте наиболее плодотворна доктрина Иоанна Дунса Скота, интер-претирующего понятия В. и Д. в контексте модальной онтологии: В. рас-сматривается им как сфера концеп-туальной непротиворечивости, логи-ческая В. иного мироустройства как альтернатива Д. В новоевропейской философии механицизм и радикальная ориентация на естествознание обусловили отрицание объективного существования В. как случайной (в связи с трактовкой случайности как проявления незнания): "случайным и возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть" (Гоббс). У Лейбница положение о всеобщей необхо-димости, исключающей какую бы то ни было В., фундирует известный те-зис о сущем мире как единственно возможном и, следовательно, наилучшем. Наряду с этим в качестве гипотетической модели в философии Лейбница была выдвинута идея о "конкуренции" между различными В. как вариантами мира, в контексте которой была сформулирована мысль о своего рода шкале вероятностей реализации той или иной версии бытия. Критическая философия Канта трактует В. и Д. в качестве априорных категорий модальности: "что со-гласуется с формальными условиями опыта (что касается наглядных представлений и понятий), то это возможно... Что согласно с матери-альными условиями опыта (ощуще-ние), то действительно... То, связь чего с действительностью определя-ется согласно общим условиям опы-та, существует необходимо". В рамках гегелевской концепции осуществлено синтетическое рассмотрение В. и Д.:
выступает как абстрактный момент Д.: "В. есть то, что существенно для Д., но она существенна таким об-разом, что она вместе с тем есть только В. Реализованная В., конституи-ровавшаяся в качестве Д., обретает все параметры существования: Д. есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего; Д. есть кон-кретное единство сущности и явления". Высказанные в рамках клас-сической философской традиции версии отношения В. и Д. (в частнос-ти, идеи Иоанна Дунса Скота, Лейб-ница, немецкой трансцендентально- критической философии) сыграли значительную роль в становлении модальных концепций семантическо-го анализа в рамках неклассической философской парадигмы (Карнап,
Кангер, Р. Монтегю, Хинтикка, С. Крипке, А. Прайор, А. Мередит, И. Томас и др.). Проблема взаимоот-ношения В. и Д. артикулируется в неклассической философии как проблема возможных миров (см. Возможные миры). Проблема В. и Д. актуальна и для социального вектора философствования, ибо принципи-ально статистическая природа соци-альных закономерностей имеет своим следствием шлейф нереализованных В., тянущийся за реализованной и свершившейся Д., и если для историка предметом изучения является только имевшее место быть (Д. исто- рии), то для философа в качестве предмета выступают именно те веера канувших в Лету В., которые открывались каждым поворотным событием прошлого.
М. А. Можейко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВНИМАНИЕ:

  1. ВНИМАНИЕ
  2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ
  3. Привлечение внимания
  4. Обратите внимание
  5. ВИДЫ ВНИМАНИЯ
  6. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (лат. intentio - стремление, внимание
  7. Методы привлечения внимания и создания первоначального интереса
  8. ГЛАВА 7. Борьба за внимание. Как продать, когда вас посылают
  9. Как сделать так, чтобы на вашу информацию сразу обратили внимание
  10. Как с помощь творчески написанного пресс-релиза обратить на себя внимание редактора
  11. § 2. Учет индивидуальных особенностей потерпевшего и иных заслуживающих внимания обстоятельств причинения вреда
  12. Е Песоцкий. СОВРЕМЕННАЯ РЕКЛАМАТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, 2003
  13. Симонов К. В.. Русская нефть: последний передел, 2005