<<
>>

ВОЛЯ

— феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятель-ности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экс- териорную цель и концентрацию усилий на достижении последней.

Будучи несводимым ни к предметной деятельности, ни ко внепрактическо- му сознанию, феномен В. является связующим звеном деятельностно- го акта, обеспечивающим единство субъектной его составляющей (жела-ющий и целеполагающий субъект) и составляющей объективно-пред- метной (субъект целеполагающий и волящий), транслируя импульс по-требности в импульс к действию. В акте В. субъект объективирует (по-средством осознания потребности), легитимирует (на основе осуществ-ления выбора) и санкционирует в ка-честве цели субъективное желание, конституирующееся в данном процессе как объективно реализуемая цель деятельности, выступающая, с одной стороны, результатом ре-флексии над потребностью, с дру-гой — прогностическим образом будущего продукта деятельности. В сфере В. происходит синтез идущего от желания "я хочу" и выводяще-го на операциональные шаги "я должен", что является актуальным как в случае концентрации усилий на до-стижении цели, так и в ситуации отказа от нее ради альтернативных ценностей (доминирование другой цели).
Ядром волевого акта, таким образом, является осознание ценно-стного содержания и личной значи-мости сформулированной цели, ее соответствия или несоответствия личностным ценностным шкалам. В реальном функционировании сознания В. обеспечивает определен-ный баланс побудительных и тормозных функций,стимулируя одни и блокируя другие действия в зави-симости от артикулированной субъектом цели. В структуру волевого акта входят принятие решения, пред-полагающее осуществление выбора в контексте борьбы мотивов и содер-жательно совпадающее с формули-ровкой цели, и мобилизация усилий на его реализации (по формулировке Джеймса, воплощением волевого акта является созидательное усилие "fiat" — "да будет").
Феномен В. фундирован: а) индивидуальным когнитивным тезаурусом субъекта, артикулирующим объективную по содержанию информацию в свете ее субъективного смысла; б) феноменом установки, т. е. предрасположеннос-ти субъекта к тому или иному ком-плексу действий, обусловливающей скорость реагирования на предъяв-ляемую ситуацию (Л. Ланге), фор-мирующей психологическое состояние готовности, детерминирующее степень и направленность активнос-ти различных психических процес-сов (Н. Ах). Установка конституирует комплексную "модификацию субъекта" как основу его целесооб-разной избирательной активности (Узнадзе) или задает субъективную ориентацию индивидов на те или иные социальные ценности (социаль-ная психология и социология после У. Томаса и Знанецкого). Психологи-ческие концепции В. дифференцируются на автогенетические, трактую-щие В. как автохтонный феномен (Вундт, И. Линдворски), и гетероге- нетические, возводящие В. в качестве вторичного продукта к чувствен-ной сфере (Г. Эббингауз и др.) или к сфере мышления (Гербарт). Анало-гично в историко-философской тра-диции отчетливо проявляются две тенденции трактовки феномена В.: с одной стороны В. интерпретируется как продукт внешней детерминации, природа которой понимается как физиологическая, психологическая, социальная или трансцендентная (в зависимости от общей направ-ленности концепции); феномен В. в рамках данных философских теорий, как правило, не акцентируется и практически не выступает пред-метом специального философского рассмотрения. Второй вектор фило-софской традиции связан в этом кон-тексте с интерпретацией В. как финально автохтонного феномена, атрибутивной характеристикой ко-торого выступает самодостаточная свобода (см. Свобода воли) и который определяет сущность бытия и формирует его, что задает в истории философии такую самостоятельную традицию, как волюнтаризм. В кон-цепциях постмодерна понятие В. ис-пользуется для обозначения принци-пиально свободной и не ограниченной дискурсивными правилами субъек-тивности, не конституируемой, однако, в качестве субъекта как такового и противостоящей традиционной ин-терпретации последнего ("номадиче- ские сингулярности" Делёза, например). В качестве универсалии куль-туры В. аксиологически акцентируется в ряде национальных традиций, будучи осмысленной как апофеоз свободы (традиционная русская "В. вольная" как снятие любых прост-ранственных и нормативных границ в отличие от понятой как результат рационально обоснованных ограни-чений свободы либо в качестве не совпадающего со свободой феномена). В данном случае В. трактуется как имманентное человеку состояние в отличие от свободы как результа-та сознательного преодоления несво-боды в сознательном целеполагающем усилии: русск. "отпустить на В." в значении "вернуть к исходному, временно нарушенному внешним вме-шательством состоянию".

М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВОЛЯ:

  1. ВОЛЯ
  2. Кто хочет вступить в партию «воля»:
  3. Воля к потреблению
  4. ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  5. Воля человека
  6. Идея партии «ВОЛЯ
  7. Человеческая воля и божественная благодать.
  8. Из проекта программы политической партии «ВОЛЯ»
  9. О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя
  10. ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ ВЗНОСОВ. ДОБРАЯ ВОЛЯ - см. ГУДВИЛЛ.ДОБРОВОЛЕЦ
  11. Подъем естествознания в XIX столетии
  12. ВОЛЮНТАРИЗМ
  13. ВОЛЮНТАРИЗМ
  14. ВОЛЮНТАРИЗМ
  15. Часть 6
  16. АБСОЛЮТ
  17. Часть 2
  18. Нигилизм
  19. 71. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ИПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
  20. Сверхчеловека НИЦШЕ