ВОЛЮНТАРИЗМ
(лат. voluntas — воля) — философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, од-нако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики.
Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креационного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе и оснований разум-ности) в категориях ограничения Бо-жественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т. е. в акте абсолютно свободного, ничем недетермини-рованного спонтанного волеизъяв-ления, индетерминированного им-пульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фун- дированности и соответственно статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально- человеческой системе отсчета волюн-таристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному зако-ну: так, например, у Канта свободная воля конституируется практиче-ским разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действу-ющая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному пости-жению ("мир как воля и представление" у Шопенгауэра), бессознатель- ное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и чело-веческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), "воля к власти" как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и ир-рационализма, детерминирующие философские модели внецелесооб- разной исторической эволюции, приводят к оформлению общепесси-мистической эмоциональной тональ-ности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности пси-хики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин "В." упо-требляется — вне рефлексивной экс-пликации его содержания — для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно- устойчивых параметров и характе-ристик исторического процесса.М. А. Можейко
Еще по теме ВОЛЮНТАРИЗМ:
- ВОЛЮНТАРИЗМ
- ВОЛЮНТАРИЗМ
- ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой)
- ИНДИВИДУАЛИЗМ
- ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- ИНДИВИДУАЛИЗМ
- СВОБОДА
- КОМФОРТАБЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории
- ВОЛЯ
- СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное
- СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- ИРРАЦИОНАЛИЗМ
- ИДЕАЛИЗМ
- ИДЕАЛИЗМ
- ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ
- ПЛАТОНИЗМ
- 5.3. СОБРАТЬ ВОВРЕМЯ: ЗАРПЛАТА КЛИЕНТСКОГО ОТДЕЛА
- ИИСУС ХРИСТОС
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center