<<
>>

ВОСПРИЯТИЕ

— в рамках теории отражения — процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств.

В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений. В. как целостный образ вещи включает в сферу своего осознания такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего — предметность, целостность, пространственные и временные характеристики. Физиологической основой В. является условно-рефлекторный процесс, представляющий собой анализ и синтез комплексных раздражителей и отношений между ними. Процесс В. предполагает обна-ружение объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте от-дельных признаков и их синтез. В. как вид познания предполагает ос-мысление, истолкование сенсорных данных. В. составляет первоначальный источник сведений об окружающей действительности.
В. человека развивается в процессе его активного практического воздействия на внешний мир, имеет сознательный характер: человек воспринимает предметы, в возникновении и преобразовании которых он принимает непосредственное участие. В. человека отражает мир с помощью специальных приборов, значительно расширяющих сферу воспринимаемых явлений. В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают В. зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и др. Различают также В., адекватное реальности, и иллюзии. Важным условием адекватности В. является его включение в активную практическую деятельность. В. может быть преднамеренным, связанным с постановкой определенной задачи. В данном случае В. выступает как познавательная рецептивная деятельность.
Непреднамеренное В. выступает как компо-

Врожденные идеи 189

нент какой-либо другой деятельности. Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В. является его зависимость от прошлого опыта, знаний и индивидуально-психологических различий людей.

Т. В. Самущик

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ — в учении буддизма — путь, который ведет к прекращению страданий и состоит в правильном видении, правильной мысли, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении. В. П. "высвобождает" человека от ряда по-сюсторонних зависимостей (амбициозной гордости, ненависти, чувственных страстей, неуемных желаний и т. п.). Принцип В. П. рекомендует людям избегать любых крайностей — как чувственных наслаждений, с одной стороны, так и абсолютного подавления интереса к ним, доходящего порой до сознательного самоистязания, с другой. В. П. в исходных основаниях своих не только ограничивал, но и в ряде аспектов отрицал поведенческие репертуары аскетизма.

А. А. Грицанов

ВРЕМЯ — см. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — см. СО-ЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВОСПРИЯТИЕ:

  1. Глава 2. ДВЕРИ ВОСПРИЯТИЯ
  2. ВОСПРИЯТИЕ
  3. ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ
  4. Этапы процесса восприятия
  5. РЕАКЦИЯ НА РЕКЛАМУ. ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ
  6. ОБСУЖДАЙТЕ ВОСПРИЯТИЕ ДРУГ ДРУГА
  7. ОБЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ
  8. Все дело в восприятии
  9. Проверьте восприятие действительности
  10. 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВОСПРИЯТИЕ РЕКЛАМЫ
  11. Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ВЛАСТИ
  12. Знание не есть чуВстВеННое восприятие
  13. СЕНСУАЛИЗМ (от лаг. sensus — восприятие, чувство, ощущение)
  14. 4. НЕСПОСОБНОСТЬ К УДОВОЛЬСТВИЮ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ВОЗРАСТАЮЩЕГО СЕКСУАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ — СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСНОВА МАЗОХИСТСКОГО ХАРАКТЕРА
  15. ПОЗИЦИЯ, ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ