<<
>>

Возникновение мира

I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

381. Аристотель. Метафизика XI, 1: И, как гово-рит Д., все было вместе, но не актуально, а потенци127

ально... [Это и другие подобные места см. № 221 с комм.] Фемистий, комм, к «О небе» Ш, 2, стр.

162,24: Утверждают, что до образования мира в бесконечной пустоте и в течение бесконечного времени находились бесчисленные тела, как бы неделимые, как полагал Д.

382. ДиогенЛаэртский IX, 31: Вследствие многочисленности атомы не могли уже носиться, не нарушая равновесия. Мелкие из них улетучились во внешнюю пустоту, как бы рассыпавшись. Остальные же сплотились, переплелись, наскочили один на другой и образовали некоторое первоначальное шарообразное соединение. (32) Оно отделило от себя нечто вроде оболочки, заключающей в себе всевозможные тела. Так как все тела вращались вследствие толчков со стороны центра, то наружная оболочка стала тонкой, ибо к центру непрерывно и все время притекали тела, захваченные вихрем. Таким же образом образовалась земля, когда сплотились тела, унесенные в центр.

Что же касается окружающего землю оболочкообразного покрова, то он получил приращение вследствие присоединения тел извне: так как он вращался в вихре, то все, что соприкасалось с ним, присоединялось к нему. Некоторые из этих тел сплетались между собой, образовали прочное соединение, сперва влажное и грязеобразнос, но после того как [такие соединения] высохли и [некоторое время] вращались вместе со всем вихрем, они воспламенились и окончательно получили природу светил [следует № 389]. (33) И все светила воспламенились вследствие быстроты движения, а солнце — еще и от звезд, луна же получила лишь немного огня. Эклиптика же, по которой происходят солнечные и лунные затмения, |во:)никла| из-за наклона земли к югу: северные же части земли всегда покрываются снегом, холодные и замерзшие.
Солнечные затмения происходят редко, лунные же непрерывно, так как их орбиты неравные. Подобно возникновениям миров имеют место увеличения, уменьшения и уничтожения. [Это происходит] в силу необходимости, причем Л. пояс128

няет, в чем она состоит... (44) Д. же держался таких взглядов: первоначала всего — атомы и пустота; только считают, что все прочее существует. Миры бесконечны по числу, могут возникать и подвержены уничтожению. Из ничего ничто не может возникнуть, ни одна вещь не может превратиться в ничто. Атомы бесконечны по величине и числу, они движутся по вселенной, вращаясь, и таким образом образуют все сложные тела — огонь, воду, воздух, землю. Эти [элементы] также представляют собой соединения каких-то атомов, не подверженных внешнему воздействию и не изменяемых вследствие твердости. Солнце и луна образованы из такого рода атомов, гладких и круглых... (45} Все происходит в силу необходимости, причем вихрь — причина возникновения тел. Вихрь он и называет необходимостью. (.:\-).Диодор 1, 7,1: В изначальном соединении всех вещей (как говорят те, которые считают, что мир возник и подвержен уничтожению) земля и небо имели один и тот же вид, так как их естества были перемешаны между собой. Но затем, после того как тела отделились друг от друга, мир стал заключать в себе весь наблюдаемый в нем распорядок, а воздух оказался в непрерывном движении, причем огневидные его части стеклись в самые высокие места, так как природе таких вещей свойственно стремиться вверх вследствие легкости. По этой причине солнце и все прочие многочис-ленные светила были захвачены всеобщим вихрем, вязкое же и грязеобразное, смешавшись с жидким, соединилось в одно место под влиянием своей тяжести. (2) Вращаясь непрерывно внутри себя и сбиваясь вместе, оно произвело из жидкой части море, из более твердых — землю, еще грязеобразную и совсем мягкую.

383. Псевдоплутарх. Мнения философов I, 4, 2: После того как атомы собрались воедино, те из них, которые были побольше и потяжелее, окончательно осели вниз, те же, которые были малыми, круглыми и гладкими, были вытолкнуты вследствие стечения [других] атомов и унесены вверх.

Когда же иссякла

5 Античность

129

уже сила толчка, двигавшая их вверх, и толчок не гнал уже их больше вверх, а движение вниз встречало пре-пятствия, они остались сжатыми в тех местах, которые могли еще их принять. Это были места на периферии, и здесь по кривой поверхности расположилась масса этих тел. Переплетаясь друг с другом по этой кривой поверхности, они произвели небо. ($) Эти атомы, разнообразные, но близкие к той же природе, как уже было сказано, были вытолкнуты вверх и образовали звездную материю. Множество тел, поднявшихся вверх вследствие испарения, ударялось о воздух и выталкивало его. Воздух в результате движения превращался в ветер и, увлекая своим движением звезды, гнал их вместе с собой, удерживая их в воздухе и со-храняя неизменным то их круговое движение, которое они имеют и теперь. После этого из осевших атомов произошла земля, а из унесенных вверх — небо, огонь и возд\ х. (4) Но так как в земле содержалось еще много материи и так как она сгущалась вследствие напора ветров и вследствие испарений, [вызываемых] светилами, то все ее части, состоящие из [ато-мов], имеющих мелкие формы, сплотились друг с другом и произвели жидкую субстанцию; отличаясь текучестью, она была унесена в углубления, которые лучше могли и вместить, и сохранить ее; в других случаях застоявшаяся вода сама по себе углубляла находящуюся под ней землю. Важнейшие части мира возникли таким образом.

384. Плиний. Естественная история XVIII, 273: Д.... первый уразумел и показал связь, [существующую] между небом и землей. ,:)

.-ч'С //. НАШ КОСМОС ШАРООБРАЗЕН !

385. Аэций II, 2,2: Л. и Д. утверждают, что космос шарообразен.

Ш. О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕБА

386. Аэций II, 7,2: Л. и Д окружают мир рубашкой или оболочкой, сплетенной из якореобразных атомов. .

130

387. Аэций II, 16, 1: Анаксагор, Д. и Клеанф утверждают, что все светила движутся с востока на запад.

388. Псевдоплутарх, комм, к «Метафизике* XII, 6, стр. 690,26: Л. и Платон ...

указывают причины, почему одни тела движутся так, а другие иначе... А им необходимо было указать причину, почему звезды движутся с востока на запад, а планеты в обратном направлении: ведь то, что движется, движется не как попало.

389. ДиогенЛаэртский К, 30: Л. говорил, что материя, из которой состоят светила, образуется в результате движения вследствие нарастания атомов. Солнце же движется по большему кругу вокруг, [т. е. снаружи], луны... (33) Круг, по которому вращается солнце, самый крайний; круг, по которому вращается луна, самый близкий к земле, остальные же расположены между этими днуми.

390. Аэций U, 15,5 (О порядке расположения светил): Д [утверждает, что] первыми [расположены] звезды, за ними планеты, за ними сол! ще, Венера, луна.Лу-крецийУ,б28[см.№ 394].

ДиогенЛаэртскийIX, 46: Естественнонаучные сочинения Демокрита следующие: ...Космография. О планетах... Сенека. Естественнонаучные вопросы VII, 3,2: Д., самый тонкий ученый из всех древних, также утверждал, что он подозревает существование неизвестных нам [планет]. Но он не сказал, ни каково их число, ни каковы названия, так как в его время еще не уразумели, каковы орбиты пяти светил.

391 - Гиппапит. Опровержение ересей 1,13,4: В нашем же космосе земля возникла раньше светил, причем луна находится внизу, затем солнце, затем звезды — не планеты. Что же касается планет, то и они не находятся на одной высоте... Космос находится в состоянии расцвета до тех пор, пока он уже не может присоединить к себе ничего извне.

392. Ахилп.Введение!, 13 [изЕвдора]: Ни Анаксагор, ни Д. в «Большом Мирострое» не выставляли утверждения, что светила — живые существа.

131

393- Аэций11,13,4 (О субстанции светил): Д. гово-рит, что звезды — камни. ДиогенЛаэртскийЩ 32: Космос возрастает от притока тел извне... Некоторые из этих атомов, сплетясь между собой, образуют прочное соединение, сперва влажное и грязеобразное, затем, высохши и носясь в воздухе... а потом и воспламенившись, они образуют... звездную материю... И все звезды воспламеняются от быстроты движения. Михаил Глика. Анналы 1,20 (=Феодорет N,17): Анаксагор пустомельствовал следующее о природе светил: он говорил, что вследствие вращения вселенной оторвались и увлеклись вверх камни, эти камни, воспламенившись и утвердившись вверху, стали называться светилами. Такого же взгляда по этому вопросу держался и Д.

394. Лукреций V, 621 ел.:

Можно, во-первых, считать, что все это так происходит,

Как полагает о том Демокрита священное мненье.

То есть, сколь ближе к земле проходят светила, столь меньше

Могут они увлекаться вращсньем небесного вихря,

Ибо стремленье его и напор, постепенно слабея

Книзу, становятся меньше, поэтому мало-помалу

Солнце всегда отстает от движения звездною круга,

Ниже гораздо идя пылающих в небе созвездий.

А еще больше луна: чем путь се ниже проходит,

Дальше от неба лежит и ближе к земле расположен,

Тем еще. меньше она поспевать за созвездьями может.

Ибо слабее тот вихрь, которым луна увлекаясь

Ниже, чем солнце, идет, и быстрее небесные знаки

Все обгоняют ее и вокруг нее мимо несутся.

Тут-то и кажется нам, что луна достигает скорее

Каждого знака опять: ибо к ней возвращаются знаки.

(Пер, Ф. А Петровского)

395. Псевдоплутарх. Страматы 7- Д. из Абдер... утверждает, что солнце и луна [некогда] возникли. Они носились отдельно [во вселенной], причем вовсе не были горячими по природе и нисколько не светящимися, но, наоборот, их природа была сходной с природой земли. Ведь и луна, и солнце воз132

никли еще раньше этого, при незаконченных обра-зованиях отдельных миров. Впоследствии же, когда солнечная сфера расширилась, она приняла в себя и огонь. Эпикур. Письмо Н (Диоген Лаэртский X, 90): Неверно, что солнце, луна и прочие светила возникли отдельно и лишь впоследствии были включены в космос [полемика с Демокритом] [см. также № 398].

396. Аэций II, 20, 7: Д говорит, что солнце — это кусок раскаленного металла или камня. Цицерон. О границах добра и зла 1,6,20: Солнце представляется Демокриту большим, так как он муж ученый и в совершенстве владеющий геометрией, а Эпикуру оно представляется имеющим величину в два фута.

397. Диоген Лаэртский IX, 44: Солнце и луна составились ии таких гладких и шарообразных телец.

397а. Евстафий, камы. к Одиссее XII, 62: Испарения, которыми питается солнце, как полагает Д.

398. Аэций II, 25,9 (О субстанции луны): Анаксагор и Д. говорят, что луна — это раскаленная твердь, заключающая в себе равнины, горы и ущелья. Ср. Ахилл. Введение 21: Другие считают луну раскаленной землей, заключающей в себе твердый огонь. На ней также есть жилье, реки и все то, что на земле.

399- Плутарх. О лице на диске луны 16: Но ведь, по словам Демокрита, луна, находясь как раз напротив источников света, перехватывает и принимает в себя солнце. 'Гак что следовало бы ожидать, что она должна и сама светиться и что в пей должно отражаться сотиф.ДиогинЛем/мпский IX, 33: Все светила воспламеняются от быстроты движения, но солнце воспламеняется также и от светил, а луна получает немного от этого огня. Олимпиодор, комм, к «Метеорологии* 1,8, стр. 67,34: Мнение Анаксагора и Демокрита... Это очевидно, если принять во внимание луну. Она имеет собственный свет, а кроме того, получает свет от солнца. Ее собственный свет имеет цвет раскаленного угля, как видно из лунного затмения.

133

400. АэцийН, 30,3 (Почему луна кажется имеющей вид земли): Д. Что-то вроде тени от находящихся на ней высоких участков: так как на ней есть ущелья и лесистые холмы.

IV.

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме Возникновение мира:

  1. 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
  2. 5. Возникновение государства
  3. ЛЕКЦИЯ № 16. Возникновение нотариата
  4. Возникновение аудита
  5. 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ
  6. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  7. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  8. МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  9. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  10. Генезис мира
  11. ОЩУЩЕНИЕ МИРА И ПОКОЯ
  12. Познаваемость мира
  13. 62. Правовая охрана животного мира
  14. Баланс и возникновение устной речи