<<
>>

ВОЗРОЖДЕНИЕ

(или Ренессанс) — термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Цент-ральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В.

— 14—16 вв. Тер-мин "В." впервые встречается у ита-льянского историка искусства Дж. Ва- зари (16 в.). Наиболее разностороннее и последовательное развитие идеоло-гия В. получила в трудах Николая Кузанского, JI. Валлы, Дж. Пико делла Мирандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампа- неллы, Макиавелли (в Италии), Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), Эразма Роттердамского (в Голлан-дии) и др. Идейными источниками философии В. являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпи-кур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также средневековые ереси (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я. Гус), отчасти араб-ские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей В. содействовали также научные от-крытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобретения, сви-детельствующие о своеобразной на-учной революции 16 в., происходив-шей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия, главным итогом которой считаются переход от созерцательной к активной установке познаю-щего разума, математизация науки, разрушение представлений о статич-ном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии В. опиралось на идеологию гуманизма — мировоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира. Гума-низм нес в себе огромный потенциал светскости и рационализма, от-крывающих путь научному знанию. Принципиальное значение для по-нимания особенностей и исторического места В. имеет проблема отно-шения к античной и средневековой культурам.
Если по отношению к первой утвердилась мысль о необхо-димости восстановить преемствен-ность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв. Решительное наступление против схоластики начал уже Петрарка, выступивший против ее формально-логического метода, ее сосредоточенности лишь на метафизических вопросах бытия, предпочтения естествознания гу-манитарным дисциплинам. Потреб-ность в осмыслении сущности че-ловека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусст-ва. На первый план выдвигались этика как "наука жизни", а также философия, риторика, педагогика, история. В роли духовного автори-тета выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневековье, была ограничена религиозными кон-фессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфиль-трованном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиции; от византийских ученых они заимст-вовали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, что в значительной степени определило и внекон- фессиональное отношение гуманистов к христианству, противопоставивших позиции богословов широкую трактовку единства христианской и языческой культуры, предполагав-шей не реставрацию язычества, а множественность источников истины, нравственную пользу античных сочинений, универсальный харак-тер христианской религии. Христи-анство получает истолкование в ка-честве всеобщей этической нормы, завершающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения ан-тичной культуры. Мыслители В. стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчиненный причинно- следственным закономерностям. На-турфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), на-ходясь под воздействием успехов естествознания и античной филосо-фии, разрабатывали проблему мате-рии.
Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма — Валла, Монтень, Галилей, пан-теистическую — Кардано, Николай

Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, что целое — Вселенная — отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке, высшем совершенстве природы). Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалис-тически или пантеистически; в ка-честве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувст-венность представали как важней-ший, первый шаг в процессе позна-ния, далее выделялись следующие ступени — рассудок, разум и дух (или интуиция у Николая Кузан-ского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллекту-альной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Нико-лай Кузанский, Помпонацци, Гали-лей) обосновывались права челове-ческого разума на самостоятельное исследование, при этом ограничива-лась сфера влияния церковной дог-матики. Эпоха В. была временем первых выступлений зарождавшей-ся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда — напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики.В поли-тической мысли В. можно выделить два основных направления — рес-публиканское, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитета (Э. Ла Боэси, Монтень, И. Альту- зий), и абсолютистское, обосновы-вавшее необходимость сильной мо-нархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден). В "граж-данском гуманизме" доминировали идеи патриотизма, служения госу-дарству, общественной активности, основанной на подчинении частных интересов граждан общему благу; с другой стороны, подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои спо-собности, наилучшим образом обес-печивая нравственное совершенство-вание отдельных граждан и общества в целом. В решении этико-политиче- ских вопросов в античной традиции приоритет отдавался Аристотелю и Цицерону. В эпоху В. появляются и первые социальные утопии, в кото-рых были представлены основные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и осво-бождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная тео-рия подражания — мимесиса. Для того чтобы найти объективные критерии прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику как основу пропорций, — такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дю-рер, Микеланджело, Л. Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. "Подражание природе" сочета-лось с культом античного художест-венного наследия. Однако в основе широкого возрождения классики ле-жало стремление не к имитации, а к обновлению, построению новой культуры. (См. также Философия Возрождения.)

А. Р. Усманова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ:

  1. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  2. РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. Эпоха Возрождения (Ренессанс)
  4. ВОЗРОЖДЕНИЕ
  5. Глава V ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ЕЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
  6. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  7. § 3. Возрождение
  8. Рождение и Возрождение
  9. Акция «возрождение».
  10. 3. Философия в эпоху Возрождения