<<
>>

ВОЗРОЖДЕНИЕ

(фр. — ре-нессанс) — эпоха в развитии европейской культуры и философии, охватывающая XV— XVI вв. Начало берет в деятельности итальянских гуманистов XIV—XV вв. (Ф.Петрарки, К.Са- лютати, JI.

Бруни и др.), постепенно к XVI в. становясь общеевро-пейским феноменом. Термин «Возрождение» связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир». Однако Возрожде-ние — это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и хри-стианство, и магико-мистические мотивы позднеантичных подде-лок под откровения Гермеса Трисмегиста («Герметический корпус»), Зороастра («Халдейские оракулы»), Орфея (орфические гимны), — порождая своеобразную, отличную от средневе-ковой и Нового времени, культуру При этом параллельно с ней в университетах и монастырях продолжала существовать схоласти-ческая ученость, горели костры инквизиции. В философии Воз-рождения существуют различные течения, направления мысли. Гу-манисты открывали новые и пе-реосмысливали старые тексты античных авторов, переводя их с языка оригинала, совершенство- вали филологический инструментарий, ставили вопросы о свободе и достоинстве человека, утверждали примат активной, творческой дея-тельности над созерцательной, кри-тиковали схоластику. Возрожденческий неоплатонизм разрабатывался Н. Кузанским, участниками Флорен-тийской платоновской академии. К неоплатонизму последние присое-динили магию, герметизм, каббалу. К мыслителям этого направления можно отнести и Дж. Бруно. Но Фи- чино и Мирандола пытались вписать свои философско-магические интересы в христианскую доктрину, Бруно с ней порывает. Аристоте- лизм был представлен П. Помпонац- ци, скептицизм — М. Монтенем, на-турфилософия — Л. да Винчи, Теле- зио, Н. Коперником. Социально-фи-лософские вопросы рассматривались Н.Макиавелли, Г. Гроцием. Утопические социальные системы строят Т. Мор и Т. Кампанелла. Реформу католической церкви с позиций гуманизма предложил Э. Рот-тердамский. В XVI в. против католицизма и гуманизма выступил М.Лютер — идеолог Реформации.

ВОЛЬТЕР (псевд., наст. — Аруэ Француа Мари, 1694—1778) — французский философ, просветитель, писатель. Вольтер — деист, его Бог — великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные заповеди. Все остальное, что есть в религиях: обряды, вера в чудеса и пр., — является суеверием. История — дело самих людей, ответственность за которую целиком лежит на них. В своей просветительской деятельности Вольтер отстаивал уважение к естественным правам человека, равенство в правах и обязанностях, право на свободу мысли, веротерпимость. В гносеологии Вольтер был сенсуалистом.

Всеединство

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ВОЗРОЖДЕНИЕ:

  1. 5. Характеристика философии эпохи возрождения.Социально-исторические и научные предпосылки ее становления.Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения.
  2. РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. Эпоха Возрождения (Ренессанс)
  4. ВОЗРОЖДЕНИЕ
  5. Глава V ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ЕЕ АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
  6. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  7. § 3. Возрождение
  8. Рождение и Возрождение
  9. Акция «возрождение».
  10. 3. Философия в эпоху Возрождения
  11. ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс
  12. 4 . Социально-политическая философия Возрождения
  13. 53. Возрожденное естественное право
  14. 15. Возрождение, Реформация и политико-правовые идеалы гуманизма
  15. 6. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ МЫСЛЬ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  16. 8, НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИИ в ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  17. Глава VIII. Философия эпохи Возрождения и Нового времени
  18. ГИЕРОГАМИЯ