<<
>>

ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ), ОСО-БЕННОЕ, ЕДИНИЧНОЕ

— уни-версальные философские категории (принципы), выражающие устойчи-вые типы взаимосвязей бытия, духа, человеческой жизни.

В истории познания наибольшую трудность вызывало понимание категории всеобщего.

Имеется несколько теоретических моделей всеобщего. Реализм — общее существует помимо единичных вещей как их первопричина. Номинализм — общее существует лишь в языке как его свойство. Концептуализм — общее существует лишь как свойство абстраги-рующего мышления. Репрезента- тивизм — общее существует лишь как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.

В количественном плане категория всеобщего отражает свойство, присущее каждому экземпляру класса вещей («все»); кате-гория особенного — свойства, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства, присущие лишь отдельным экземплярам («отдельное», «исклю-чение»). В качественном плане всеобщее выражает закон бытия и развития совокупности единичных вещей, закон их организации в си-стему; особенное обозначает проявление этого закона в многооб-разных условиях, а единичность выражает синтез множества взаи-модействующих законов и условий. Единичное существует и само по себе как субстанция, и как проявление всеобщего, и как источник, носитель всеобщего. В этом смысле категория единичного сближается с категориями целостности, конкретности, обозначая самодостаточные, самодовлеющие элементы, монады мира. Познание предметного многообразия мира идет от изучения единичных явлений, условий, определяющих их специфику, к об-наружению их общих, закономерных отношений, а затем — к теоретическому объяснению единично- стей с точки зрения закона, общего.

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877—1954) — философ, специалист по этике, социальной философии, истории философии, религии. Окончил юридический факультет Московского университета.

Сначала занимался адвокатурой, затем включился в научно-философские исследования. Вел на-учную работу в Марбургском уни-верситете. Читал курс «История политических учений» на юриди-ческом факультете Московского университета, где в 1917 г. был избран экстраординарным про-фессором. В 1922 г. выслан из России. Жил в Берлине, работал в Ре- лигиозно-философской академии. С середины 20-х гг. — в Париже, редактор издательства ИМ- КА-пресс. После войны переселился в Швейцарию, скончался в Женеве. Основные темы творчества Вышеславцева: социальная философия и философская антрополо-гия. Значительное место в его исследованиях занимают проблемы иррационального («Этика Фихте», М., 1914). Он настойчиво подчеркивал ведущую роль интуиции в познании. Интерес к проблеме иррационального и широкое понимание задач философской антропологии сблизили его с психоаналитической школой К. Г. Юнга. Наиболее значительная из работ в этой области — «Этика преображенного Эроса» (Париж, 1931. Переиздана в 1994 г. в Москве). Многие труды Вышеславцева связаны с богословием, с размышлением об об-разе Божьем в человеке. Вышеславцев плодотворно работал над темой «философия сердца». Его труд «Сердце в христианской и индийской мистике» (Париж, 1929) явился первым опытом в систематизации православно-христианского учения о сердце, о его роли в русской духовности. Исследовал также про-блему кризиса, связанного с ур-банизацией жизни, возникновением стандартизованной массовой культуры. Значительный интерес представляют исследования Вышеславцевым природы и специфики русской философии («Вечное в русской философии». Нью-Йорк, 1955. Переиздана в книге «Этика преображенного Эроса». М., 1994).

г

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ВСЕОБЩЕЕ (ОБЩЕЕ), ОСО-БЕННОЕ, ЕДИНИЧНОЕ:

  1. 58. ВСЕОБЩАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  2. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  3. ВСЕОБЩАЯ СИСТЕМА ПРЕФЕРЕНЦИИ
  4. ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
  5. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  6. Бессмысленная всеобщая забастовка
  7. Наследие обманчивой всеобщей занятости
  8. Всеобщая забастовка против рыночного хозяйства
  9. 24 ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
  10. Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ
  11. Тема 5. Общее понятие о человеке
  12. ОБЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ