<<
>>

ВЫТЕСНЕНИЕ


, подавление, репрессия (позднелат. repressio — подав-ление) — в психоанализе Фрейда — активное неосознаваемое действие, процесс и "защитный механизм", обеспечивающие вымещение из сознания в бессознательное какого-ли-бо содержания и (или) недопущение неосознаваемого влечения до осознания.
В общем В. нарушает связь па-тогенной информации с сознанием.
Согласно Фрейду, В. реализуется в виде двух фаз (стадий, ступеней): 1. Первичное В. предотвращает пер-воначальное появление импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных вос-поминаний, переживаний, неприем-лемых желаний и т. д. 2. Вторичное В. обеспечивает удержание в бессоз-нательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений, представлений и т. д. Все вытеснен-ное из сознания в бессознательное не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное "воз-вращение вытесненного", которое осуществляется в форме симптомов, сновидений, ошибочных действий и т. д. Фрейд считал теорию В. крае-угольным камнем, на котором зиждется все здание психоанализа. В исто-рии философии 20 в. данный концепт встретил ряд существенных возра-жений. Так, по Сартру, фрейдовская цензура должна "знать" вытесняе-мые импульсы: она должна уметь распознавать, различать то, что она вытесняет. "Можно ли представить знание, которое было бы незнанием себя, — вопрошается в одной из работ Сартра, — знать — значит знать, что знаешь. Скажем скорее: всякое знание есть сознание знания". Каким именно вытесняемое влечение может "переодеваться", если оно, по мысли Сартра, не содержит в себе: "1) сознание того, что оно вытес-няется; 2) сознание того, что оно вы-тесняется, потому что оно есть то, что оно есть; 3) проект переодевания"? Описание процедуры маскировки ("переодевания") имплицирует, согласно Сартру, "неявное обращение к финальности".
В. И. Овчаренко
ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877—1954) — русский философ, экстраординарный профессор Мос-ковского университета (1917). Окончил юридический факультет Мос-ковского университета, в Марбурге принимал участие в семинарах На- торпа и Когена. В 1922 выслан за границу. Участник издания журнала "Путь", руководимого Бердяе-вым. Редактор издательства ИМКА- ПРЕСС. Один из активных деятелей экуменического движения. Главные произведения: "Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии" (1914), "Русская стихия у Достоев-ского" (1923), "Проблемы религиоз-ного сознания" (1924), "Христианство и социальный вопрос" (1929), "Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати" (1931), "Философская нищета марксизма" (1952), "Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм" (1953), "Вечное в русской философии" (1955) и др. В. занимался кардинальными вопро-сами философской антропологии, иррациональным в культуре, про-
Гавриил 199
блемами богословского характера. Пытался осуществить синтез религии и современной философии. Исследуя различные аспекты темы "сердца" в духовных традициях ряда религий, В. раскрывал принци-пиально разнокачественное содер-жание соответствующих моделей описания природы и сущности человека.
Изучение, объяснение и описание генезиса стандартизированной массовой культуры в контексте процессов индустриализации и урбани-зации западного общества явились одной из ипостасей философского творчества В. По В., процессы чрезмерно быстрого роста народонаселения Земли 20 в. вкупе с ошеломляющим увеличением количества и номенкла-туры новых вещей результировались в том, что традиционные обществен-но-просветительские учреждения оказались не в состоянии адекватными темпами социализировать и очелове-чивать массы людей, склонных к разрушению культурных ценностей, само- и взаимоистреблению. Попытки В. осуществить философский анализ неизбежного трагизма судеб человече-ства 20 в. в контексте торжества воин-ствующих ценностей деструктивного иррационализма сближают его твор-чество с традицией миропонимания Ницше, Юнга и др.
А. А. Грицанов
Г
ГАВРИИЛ архимандрит (в миру Воскресенский Василий Николае-вич) (1795—1868) — русский богослов и историк философии. Окончил Московскую Духовную академию (1816). Преподавал в Петербургском университете Священное писание и герменевтику. Ректор Орловской духовной семинарии. Преподавал в Казанском университете богословие, церковное право, логику, метафи-зику, историю философии. Ректор Симбирской духовной семинарии (1840—1841). Основные сочинения: "История философии Архимандрита Гавриила" (1837—1840) (часть VI этой книги явилась первым трудом по истории российской философии), "Философия правды" (1843), "По-учительные слова. В двух частях" (1850). История философии для Г. — это история познавательного потенци-ала человека, его чувствительности, разума и воли. Основные философские направления, согласно Г., отражают абсолютизацию этих начал: сенсуализм абсолютизировал чувство, идеализм — разум, а мистицизм — волю. Однако, по мнению Г., разделенные как объект исследования, религия и философия "в душе истинного философа соединены совершенно. Они существуют, не смешиваясь, и раз-личаются, не уничтожая себя взаим- но". Национальные характеристики русской философии Г. трактовал в контексте идеи о том, что Божья бла-годать распределена меж разных на-родов по-разному, и поэтому должны учитываться географический фак-тор ("климат и особенности земли"), социально-психологические черты народа и его государственные и культурные традиции. Совокупность на-званных условий результируется у одних народов развитием философии в "наукообразном выражении", у других — в форме "повестей, нра-воучений, стихотворений и религии". Особенностями русской философии у Г. оказались принципиальная сов-местимость православной веры и знания, рассудительности и набож-ности.
А. А. Грицанов
ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс-Георг (р. 1900) — немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейп- цигского университета (1946—1947), профессор философии в Гейдельбер- ге (с 1949). Основные сочинения: "Диалектическая этика Платона" (1931), "Гёте и философия" (1947), "Истина и метод" (1960), "Диалекти-ка Гегеля" (1971), "Диалог и диалек-тика" (1980), "Хайдеггеровский путь" (1983), "Похвала теории" (1984) и др. Подвергая критике методологизм наук о духе, Г. придает герменевтике универсальный характер, видя ее задачу не в том, чтобы разработать метод понимания (что имело место у Дильтея), но в том, чтобы прояснить природу этого понимания,условия, при которых оно совершается. Всеопределяющее основание герме-невтического феномена Г., вслед за Хайдеггером, усматривает в конеч-ности человеческого существования. Противопоставляя теоретико-позна- вательной установке понятие опыта, Г. видит в нем опыт человеческой ко-нечности и историчности. При этом укорененность в предании, которое и должно быть испытано в герменев-тическом опыте, рассматривается им как условие познания. Исходя из конечности бытия человека и при-надлежности человека истории, Г. подчеркивает онтологически пози-тивный смысл герменевтического круга (круга понимания), а также особую значимость предструктур понимания для герменевтического процесса. В связи с этим он, в част-ности, реабилитирует понятие пред-рассудка (Vorurteil), указывая на то, что предрассудок как "пред-сужде- ние" (Vor-Urteil) вовсе не означает неверного суждения, но, составляя историческую действительность че-ловеческого бытия, выступает условием понимания. Анализируя герме-невтическую ситуацию (осознавание которой Г. называет действенно-ис- торическим сознанием), Г. опирается на понятие горизонта. "Горизонт- ность" понимания характеризуется, согласно Г., принципиальной неза-мк- нутостью горизонта — ввиду исто-рической подвижности человеческого бытия, — а также существованием только одного горизонта, обнимающего собой все, что содержит историчес-кое сознание, так что "понимание всегда есть процесс слияния якобы для себя сущих горизонтов". При этом на первый план выходит централь-ная проблема герменевтики — про-блема применения (Anwendung). Пе-ресматривая традиционное решение этой проблемы, Г. выделяет приме-нение, понимание и истолкование как интегральные составные части еди-ного герменевтического процесса и подчеркивает, что понимание включает в себя и всегда есть применение подлежащего пониманию текста к той современной ситуации, в которой находится интерпретатор. Таким образом, указывает Г., понимание является не только репродуктивным, но и продуктивным отношени-ем, что ведет к признанию плюраль- ности интерпретации. Апеллируя к Гегелю, Г. в качестве фундамента герменевтики устанавливает абсолют-ное опосредование истории и истины, обусловливающее исторический ха-рактер понимания. Герменевтический феномен рассматривается Г. как своего рода диалог, который начинается с обращения к нам предания, оно выступает партнером по коммуника-ции, с которым мы объединены как "Я" с "Ты". Понимание как разговор оказывается возможным благодаря открытости навстречу преданию, которой обладает действенно-истори-ческое сознание. Герменевтика ста-новится у Г. онтологией, основанием которой является язык. Полагая язык в качестве среды герменевтического опыта, Г. исходит из того, что языковым (и потому понятным) является сам человеческий опыт мира. Сам мир вы-ражает себя в языке. Философское значение герменевтического опыта состоит, по Г., в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Г. обращается к понятию игры. Трактуя его в духе ан-тисубъективизма, Г. отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Осно-вываясь на том, что понимающие втя-нуты в свершение истины и что герме-невтическое свершение не есть наше действие, но "деяние самого дела", Г. распространяет понятие игры на герме-невтический феномен и делает это по-нятие отправной точкой в постижении того, что есть истина.
Т. В. Щитцова ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (1564— 1642)— итальянский мыслитель эпохи Возрождения, основоположник классической механики, астроном, математик, физик, один из основателей современного экспери-ментально-теоретического естество-знания, основатель новой механистической натурфилософии. Первым осуществил парадигмальное разгра-ничение естествознания и философии. (По Гёте, Г. "умер в тот год, когда родился Ньютон. Это — праздник Рождества нашего нового време-ни".) Профессор Пизанского университета (с 1589), после вынужденного отъезда из Пизы работал на кафедре математики Падуанского универси-тета (1592—1610). С 1610 — придворный ученый при герцоге Тосканы во Флоренции. (Г. заложил традицию современной экспертизы, выступая, в частности, советником города-госу- дарства Венеции по проблемам баллистики, оптики и фортификации.) Основные сочинения: "Звездный вестник" (1610), "О солнечных пятнах" (1613), "Письмо к Кастелли" (1613), "Пробирщик" (1623), "Диалог Галилео Галилея, академика Линчео, экстраординарного математика университета в Пизе, философа и старшего математика Его Светлости Великого герцога Тосканского, где в собраниях, четыре дня продолжающихся, ведутся рассуждения о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниканской, причем неопределительно предлагаются доводы столь же для одной из них, сколько и для другой" (1632), "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" (1638, опубликованы в Лейдене, Голландия) и др. (В 1890— 1909 в Италии было издано собрание сочинений Г. в 21 томе.) Первым се-рьезным изобретением Г. были гидростатические весы для быстрого оп-ределения состава металлических сплавов. Узнав об изобретенной в Голландии зрительной трубе, Г. в 1609 построил свой первый телескоп с 3-кратным увеличением, а несколь-ко позже — с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млеч-ный путь как скопление отдельных звезд и др.). Эти открытия Г. безус-ловно усиливали позиции гелио-центрической системы Коперника в борьбе со схоластической аристоте- левско-птолемеевской трактовкой Вселенной. (В письме И. Кеплеру от 4 августа 1597 Г. писал: "На точку зрения Коперника я встал уже много лет назад, и мне удалось на основе ее найти объяснение многим явлениям природы, которые, без сомнения, не могут найти объяснения на основе общепринятых положений. Я записал много доказательств и много опровержений рассуждений, осно-ванных на противоположной точке зрения; но выпустить все это в свет я не решался, устрашенный судьбою Коперника, нашего учителя, который хотя и заслужил себе бессмертную славу у немногих, но со стороны бессчетного числа людей — ибо так велико число глупцов — подвергся лишь насмешке и освисту".) В начале 1616 Г. было предписано ин-квизицией отказаться от пропаганды теории Коперника, хотя степень строгости наложенного на ученого запрета остается неясной. После публикации Г. "Диалога о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой" инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Угрожая запретить заниматься научной деятельностью, сжечь неопубликованные тру-ды и применить пытки, инквизиция принудила Г. отказаться от теории Коперника. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их движения по наклонной плоскости, идею об изохронизме колебания маятника, идею инерции, Г. зало-жил основы классической динамики. В основе мировоззрения Г. лежит признание им объективного сущест-вования мира, который бесконечен и вечен, при этом Г. допускал боже-ственный первотолчок. В природе, по Г., ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь из-менение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение — универсальное механическое передвижение. Небесные светила, согласно Г., подобны Земле и подчи-няются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки — отыскать причины явлений: "...я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и в незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины". Исходный пункт познания при-роды, по Г., — наблюдение, а основа науки — опыт. (Согласно мнению Дильтея, "после более чем двухтыся- челетнего описания природы и рас-смотрения ее форм в его лице (Галилея. — А. Г.) человечество взялось за изучение и действительный анализ природы".) Г. утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отвле-ченных умствований, а "...изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии". (По убеждению Г., "при-рода насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов, и по их требованиям она не изменила бы ни на йоту свои законы".) Развивая в гносеологии идею безграничности "экстенсивного" по-знания природы, Г. допускал и возможность достижения абсолютной истины, т. е. "интенсивного" позна-ния. В изучении природы Г. выделял два основных метода познания: сущность первого заключалась в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Г. не сводил к простому наблюдению, а пред-почитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы ставит природе интересующие его вопросы и ищет на них ответы. Метод этот Г. назвал резолютивным, который, в сущности, есть метод анализа, рас-членения природы, т. е. аналитический. Другим важнейшим методом познания Г. признавал композитив- ный, т. е. синтетический, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Г. считает, что хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспери-ментированием, которое опирается на строгое количественно-математи- ческое описание. Согласно Г., "философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя понять книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики, а ее буквы — это треугольники, четырехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие геометрические фигуры, без помощи которых ум человеческий не может понять в ней ни слова; без них мы можем лишь наугад блуждать по темному лабиринту". До-стоверное знание, по мнению Г., мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного, но отнюдь не посредством бесконечных интерпретаций сакральных текстов. (Г. писал: "...что может быть более постыдно, чем слу-шать на публичных диспутах, когда речь идет о заключениях, подлежащих доказательствам, ни с чем не связанное выступление с цитатой, часто написанной совсем по другому поводу и приводимой единственно с целью заткнуть рот противнику? И если вы все же хотите продолжать учиться таким образом, то откажитесь от звания философа и зовитесь лучше историками или докторами зубрежки: ведь нехорошо, если тот, кто никогда не философствует, при-сваивает почетный титул философа".) Личный удел и судьба твор-ческих достижений Г. являют собой наглядный пример возможности совпадения на переломе эпох ориен- таций личности и современных ей запросов культуры: поклонник "техницизма", Г. неустанно развивал традицию архимедовского отвле-ченного мышления, неизменно называя Архимеда своим учителем; сочувствуя платонизму и неоднократно опровергая учение о строении Вселенной Аристотеля, Г. охотно использовал логику и предположения последнего. Сочинения Г. по литературе положили начало итальянской научной прозе. Из художественных произведений Г. известны набросок одной комедии и сатирическое "Сти-хотворение в терцинах". В 1971 ка-
Гармония 201
толическая церковь отменила решение об осуждении Г.
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ВЫТЕСНЕНИЕ:

  1. ВЫТЕСНЕНИЕ, подавление, репрессия
  2. ПРЕД СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  3. 14-5. Регулирование движения капиталаи плавающий обменный курс
  4. 12.1. Основные понятия
  5. НЕОПСИХОАНАЛИЗ (греч. neos - новый и психоанализ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. 8.4 Внешний износ. Методы определения
  8. ПОРНОГРАФИЯ
  9. 7-4. Взаимодействие частного и государственного секторов
  10. ПСИХОСОМАТИКА (греч. psyche - душа, дух и греч. soma - тело
  11. 2. ФУНКЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА