<<
>>

ЯЗЫК (естественный)

— система знаков, имеющих значения. Язык выполняет функции: информативную, коммуникативную, аккумулятивную. Язык — способ существо-вания сознания и общения человека посредством членораздельных голо-совых звуков (а также дополняющих их и отчасти замещающих движений лица и тела, письменных знаков и т.

п.), наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов. В языке звуки и их сочетания закреплены за определенными явлениями внутренней (психической) или внешней (материальной или идеальной) дей-ствительности таким образом, что вместе создают целостную, упорядоченную и одновременно подвиж-ную, открытую изменениям языковую картину мира, точнее — его словесное измерение, в котором люди живут и которому принадлежат. Хайдеггер называет язык домом бытия, Гадамер — местом встречи человека с миром. Владение словом относится к сущностным чертам че-ловека и неразрывно связано с его разумностью, социальностью, мо-ральностью, творческой силой, — универсальностью. С помощью категорий языка (часть речи, член предложения, время, залог, спряжение, склонение, род, число и т.
д.) выделяются классы явлений (вещи, свойства, состояния, отношения, длительность, действия, субъект и объект активности и прочее) и составляющие их еди-ницы. Фундаментальна способность языка фиксировать и связы-вать между собой реалии и представления различной степени конкретности и обобщенности — от указания на непосредственно данный чувствам предмет до предельно широкого понятия, воб-равшего в себя результаты много-кратного абстрагирования. Это дает возможность относиться к конкретно-ситуативному с точки зрения идеального, т.е. осмысленно, кроме того, строить пред-ставления в виде образа, метафоры, аллегории, символа. Интонационная насыщенность голосового звука делает его мощным средством воздействия на внутренний настрой и поведение человека.
Передача в словах чувства, эмоциональной оценки, волеизъявления, повеления (запрета или побуждения), сопряженных с общими смыслами и отражением текущего момента, — сущностным образом характеризует человеческое общение, взаимосогласованность деятельности, более того — идеальный, духовный строй культуры, сохраняемый языком. Ведущая роль в становлении индивида принадлежит общению, оно переходит в общение с собой (так, внешняя речь претво-ряется во внутреннюю) и определяет в значительной мере формирование и деятельность восприятия, мышления, воображения, воли, чувств, памяти — со-знания и са- мо-сознания, умения управлять своими намерениями и поведением. Су-ществуют и внеязыковые компонен-ты этих способностей, даже несловесное мышление, однако, по выражению Потебни, умение мыслить по-человечески, но без слов, дается только словом. Диалогизм, как показал Бахтин, глубоко укоренен в со-знании и культуре. Свойство языка нести обобщенно-ценностное содержание и выражать в слове разнообразные движения души, вплоть до неосознаваемых, делает его необходимой составной нравственной, ре-лигиозной, познавательной, эстети- ко-художественной воспитательной и других областей собственно чело-веческой деятельности. Современная лингвистическая философия и герменевтика изучают язык в этом качестве. Каждая общность людей и сфера жизни имеют свои языковые особенности, свои правила словоупотребления, свои «языковые игры» (Витгенштейн). На-циональный язык, считал Гумбольдт, есть дух народа. Язык об-ладает качествами системности и знаковости. Он может быть рассмотрен семиотикой (наукой о знаках) со стороны семантики: в отношении между означающим и означаемым (звуковой оболочкой, понятием и предметной от-несенностью); синтактики: в от-ношении между знаками; прагматики: в отношении адресант (сообщающий) — адресат (кому на-правляется сообщение) — предмет сообщения (о чем сообщается). Но слово гораздо больше, чем знак, оно не просто выразительно, но и обладает самостоятель-ным содержанием и действенной силой, например в молитве, клятве, повелении, договоре, ласке, стихе, порицании или похвале. В этом аспекте представляет язык современная теория речевых актов. Распространенное определение языка как своего рода знаковой системы, восходящее к рационалистическим трактовкам языка в античности (Аристотель, стоики), развитым философами XVII в. и поддержанным струк-турной лингвистикой XX в. (де Соссюр), существенно обедняет его понимание. В языке выделяют речь — язык в действии, в ситуации общения, в первую очередь,

устного, во вторую — письмен-ного. Жизнь языка основана на по-вседневном говорении, выражение «мертвый» по отношению к языку, вышедшему из обыденного упот-ребления, очень точно. Естественный язык — универсальный, в част-ности, он способен дать описание себя самого, действуя как метаязык.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЯЗЫК (естественный):

  1. 1.7. Естественный язык описания проблемы
  2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО
  3. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  4. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  5. «Естественная теология
  6. 53. Возрожденное естественное право
  7. Три естественные реакции
  8. ГИПОТЕЗА ЕСТЕСТВЕННОГО УРОВНЯ
  9. Глава 4. Встроенный язык
  10. ЕСТЕСТВЕННЫЕ (НАУЧНЫЕ) ОБЪЯСНЕНИЯ
  11. § 3. Государственный язык
  12. 5. Знание и язык
  13. ЯЗЫК И ВРЕМЯ
  14. ЯЗЫК
  15. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИЗЛОЖЕНИЯ
  16. 10. ДВА ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ СКАЧКА ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  17. 16-4. Факторы, определяющие уровень естественной безработицы
  18. ЯЗЫК ТЕЛА