<<
>>

ЯЗЫКИ ИСКУССТВЕННЫЕ


знаковые системы, созданные людьми для применения в ограни-ченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения. Различают специализированные и неспециализированные языки.
Последние пред-назначены главным образом для международного общения. Наиболее распространенный из них — эсперанто, построенный на интернациональной лексике, ограниченном числе корней, простых и строгих правилах. С расширением сферы применения эсперанто растет его сходство с естественным языком. Философы-рационалисты Нового времени (Декарт, Лейбниц) выдвинули идею искусственного философского языка в целях обеспечения правильного, логически последовательного мышления. Однако разработанные в этом направлении конк-ретные проекты (например, Дж. Дальгарно, 1661) успеха не имели, поскольку оказалось, что философ-ская проблематика для своего осмысления нуждается в богатстве естественного языка. К специализированным искусственным языкам относятся формализованные системы символов в различных областях науки (в математике, физике, химии, логике, лингвистике и др.), а также быстро развиваю-щийся компьютерный язык, все полнее моделирующий естест-венный. ЯСПЕРС Карл (1883 — 1969) — немецкий философ и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Первые работы его посвящены психопатологии, однако впоследствии сфера его интересов полностью переходит в область философии. Исходным пунктом рефлексии Ясперса служит тезис о непознаваемости че-ловеческого бытия методами как позитивистской, так и спекулятивно-идеалистической доктрин. И та, и другая подразумевают бытие как объект познания, что противоречит самой его природе: бытие не может быть объективировано. Подлинное бытие есть экзистенция, единственным способом как-то охарактеризовать которую является экзистенциальное про-яснение — никоим образом не «познание», а лишь «апелляция к возможности». В этом пункте Ясперс расходится с Хайдеггером, который, при всех оговорках, все же пытается дать систему экзистенциальной философии. По Яс- персу, такой системы нет и быть не может. Строго говоря, экзи-стенциальная философия — не философия, а «философствованиє», бесконечное «приближение к прояснению». Как же в философствовании Ясперса проясняется экзистенция? Человеческое бытие имеет две стороны: 1) объективированное «бытие-в-мире», философствование в пределах которого есть «ориента- ция-в-мире»; 2) высвечивающееся в пограничных (экстремальных) ситу-ациях подлинное бытие (экзистенция). Экзистенция есть свобода, самость человека. Она противостоит «лишенной мотивов неудовлетворенности существованием», выра-жением ее служат безмотивные же решения и поступки. На первый взгляд, понимание Ясперсом свободы подразумевает произвол. Однако мыслителю чужда индивидуалисти-ческая позиция. «Моя» экзистенция всегда соотнесена с «другими» посредством экзистенциальной ком-муникации — подлинного общения, в котором люди «не играют ролей», навязываемых обществом. Во-вторых, экзистенция соотнесена с трансценденцией — «объемлющим», которое включает в себя как мир, так и Бога, и является абсолютным пределом человеческого бытия и мышления. Подлинность объемлющего дает знать о себе посредством «шифров», возникающих и прочитываемых в акте веры. Это философская, а не религиозная вера. Последняя обращает «шифры» в «символы» и, таким образом, объективирует их. Философская вера оставляет шифры нетронутыми и лишь высвечивает их по-длинность, объединяет с ними, приближает к прояснению. Важнейшая мысль Ясперса — воз-можность подлинного общения людей, экзистенциальной коммуникации между ними независимо от исторических, социальных и культурных корней. Она обосновывается идеей «осевого времени» истории (VIII—II вв. до н. э.), времени расцвета античной и восточной культур, определившего на вечные времена общечеловеческие ценности и нормы. На основании этих норм, считает Ясперс, в истории действует идея единства, однако полное объединение че-ловечества никогда не будет завершено. Подлинное, глубочайшее единство достигает в философствовании Ясперса высот непозна-ваемого, и человеческой экзистенции остается лишь подыскивать новые «шифры» для приближе-ния к его пониманию
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЯЗЫКИ ИСКУССТВЕННЫЕ:

  1. Иностранные языки для делового общения
  2. 4.3. Искусственное прерывание беременности
  3. 4.2. Искусственное оплодотворение
  4. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
  5. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  6. ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ
  7. V. ДВЕ ИСКУССТВЕННЫЕ МАССЫ: ЦЕРКОВЬ И ВОЙСКО
  8. АБОРТ (лат. abortus - выкидыш
  9. ФОРМАЛИЗАЦИЯ
  10. § 3. Государственный язык