<<
>>

ЙОГА

(санскр. joga — связь, единение, метод, усилие) — в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана); в узком смысле — одна из шести экзотерических даршан (школ) древнеиндийской философии.

Истоки Й. очень древни. Уже в Ведах содержится идея о до-стижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление, сосредо-точение). Упанишады и "Махабхарата" говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты "Голос Безмолвия" и "Свет на Пути", обнародованные в свое время Блаватской, описывают ступени йо-гических достижений. Фактически основателем классической Й. счита-ется индийский философ Патанджали (ок. 2 в. до н. э.), автор "Йога-Сутр" (русский перевод, 1911). Философия Й. опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригиналь-ным достоянием Й. является прак-тический путь к освобождению по-средством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей.
Смысл освобождения — в восхожде-нии духа к новым сферам жизни пу-тем выхода из круга рождений и смертей (сансары); слияние Атмана (абсолютного субъекта, "Я") с Брах-маном (Абсолютом) представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Й. разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания "Я" и достижения самадхи (состояние высшей собранности и гармонии), последней ступени восьмеричного пути освобожде-ния. Ступени совершенствования в Й., изложенной Патанджали, следую-щие: "яма" — обуздание, воздержа-ние; "нияма" — этическая культура; "асана" — дисциплина тела; "прана- яма" — регулирование дыхания; "пратьяхара" — изоляция чувств; "дхарана" — внимание; "дхьяна" — размышление; "самадхи" — сосредо-точенность, озаренность. Традици-онно выделяют четыре вида Й.: Джнана-Й. (Й. размышления, путь познания); Карма-Й. (Й. действия, путь активного и бескорыстного слу-жения общему благу); Бхакти-Й. (Й. любви, безраздельной преданно-сти Высшему Существу). Раджа-Й. (Й. царственная, путь самопозна-ния, ведущий к достижению "великого самоуглубления" — махасамад- хи). "Бхагавад Гита" излагает эти Й. Хатха-Й. же принадлежит к фи-лософской системе Й. Она лишь ре-гулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческо-го духа. В настоящее время онтология, гносеология и методология Й. развиты в трудах С. Вивекананды, в "Интегральной Й." Ауробиндо Гхо- ша, Учении Агни Й. По сути, Й. как "связь" есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение Й. и религии позволяет видеть глубокое духовное единство Й. с мистическими путями Запада(неоплатонизм,гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).

В. В.Лобач

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЙОГА:

  1. ЙОГА
  2. ЙОГА (санскр. joga - связь, единение, метод, усилие
  3. Иллюстрации
  4. «ВЕЩЬ В СЕБЕ
  5. Индия II / Ортодоксальные системы II 1
  6. АБСОЛЮТ
  7. ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  8. ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  9. ВЕДАНТА
  10. КОНТРКУЛЬТУРА
  11. КОНТРКУЛЬТУРА
  12. ИНДЕТЕРМИНИЗМ
  13. Как начать жить более полной жизнью
  14. трансцендентальной возможностью
  15. 9. АМРИТА И БОЖЕСТВЕННЫЙ НЕКТАР
  16. АВТОРИТЕТ
  17. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МЕГРЕЛИДЗЕ Кита (1900-1944