<<
>>

ЮНГ (Jung) Карл Густав


(1875— 1961) — швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры. Основатель аналитической психологии. Доктор наук (1902, тема иссле-дования — "О психологии и патоло- гии так называемых оккультных фе-номенов"), профессор университетов в Цюрихе (1933—1941) и Базеле (1942).
В 1911 — 1914 — президент Международного психоаналитического общества. Основные сочинения: "О психологии и патологии так на-зываемых оккультных феноменов" (1902), "О психологии. Dementia ргае сох" (1907), "Трансцендентная функция" (1916), "Об энергетике души" (1928), "Проблемы души в наше время" (1931), "Действительность души" (1934), "Психология и рели-гия" (1940), "О психологии бессозна-тельного" (1943), "Психология и ал-химия" (1944), "Психология и вос-питание" (1946), "Символика духа" (1948), "Символы трансформации" (1952), "Ответ Иову" (1952), "О корнях сознания" (1954), "Современ-ный миф" (1958), "Подход к бессоз-нательному" (1961) и др. На ранних стадиях философского творчества ("О психологии и патологии так на-зываемых оккультных феноменов") Ю. ориентировался на концептуальный синтез учения Э. Гартмана о бессознательной воле с теорией Жане о диссоциации личности. Являясь в 1907—1912 одним из ближайших сотрудников Фрейда, Ю. впоследст-вии осуществил кардинальный пере-смотр ряда положений ортодоксального психоанализа, что и обусловило разрыв между Ю. и Фрейдом в 1913. Сохранив фрейдистскую ориентацию на признание психики в качестве энергетической системы, подпиты-ваемой потенциалом соматических влечений, а также принимая версию о биполярности последних, обуслов-ливающую наличие амбивалентных психических структур, Ю. постули-ровал модель психики как закрытой (а не открытой) сферы, фундированной реализацией принципа компен-сации, количество энергии в которой — постоянно. Ю. отверг мысль Фрейда об инфантильной этиологии параметров характера и сопряжен-ных неврозов, полагая психоанализ игровой комбинацией проекций, ори-ентированных в детство, а отнюдь не актуализацией прошлого опыта. "Классическую" символистику сно-видений, трактуемых Фрейдом как преходящие и случайные образы ос-новополагающей реальности, требу-ющие рационального осмысления, Ю. заместил положением о том, что сновидения — непосредственное изо-морфное продолжение области бес-сознательного, а не его "мимикрия". В книге "Метаморфоза и символы либидо" (1912) отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трактовку либидо как психической энергии (созвучно идее "жизненного порыва" Бергсона), выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда — всего лишь часть гораздо более обширного "коллективного бессознательного" (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сформулировал идею архетипов — общечеловеческих первооб-разов — содержания коллективного бессознательного. Согласно версии Ю., "...у этих содержаний есть одна удивительная способность — их ми-фологический характер. Они как бы принадлежат строю души, свойст-венному не какой-то отдельной личности, а человечеству вообще. Впервые столкнувшись с подобными содер-жаниями, я задумался о том, не мо-гут ли они быть унаследованными, и предположил, что их можно объяснить расовой наследственностью.
Для того чтобы во всем этом разо-браться, я отправился в Соединен-ные Штаты, где, изучая сны чисто-кровных негров, имел возможность убедиться в том, что эти образы не имеют никакого отношения к так называемой расовой или кровной на-следственности, равно как и не яв-ляются продуктами личного опыта индивида. Они принадлежат челове-честву в целом, поэтому имеют кол-лективную природу. Воспользовавшись выражением святого Августина, я назвал эти коллективные профор-мы архетипами. "Архетип" означает type (отпечаток), определенное об-разование архаического характера, содержащее, как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутст-вуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре". (На разных этапах твор-чества Ю. трактовал архетипы по- разному: то в рамках представлений оккультизма, гностицизма и сочине-ний отцов церкви; то в качестве некоего коррелята инстинктов; то как "результат спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамичес- кими структурами мозга"; то в русле гипотезы о роли рецессивных генов.) По Ю., коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики не-посредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми фактора-ми. Динамика архетипов (например, образов героя, демона, матери-земли и т. п.), согласно Ю., лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Ю. допус-кал существование не только "кол-лективного", но также "группового" и даже "расового" бессознательного: эта идея пользовалась некоторой по-пулярностью у идеологов германско-го фашизма, хотя в 1940-х учение Ю. было в "третьем рейхе" запрещено. В качестве основной задачи пси-хотерапии Ю. полагал овладение "искусством жизни", сводящимся к мистически-окрашенному восстанов-лению нарушенных связей между различными уровнями и системами психики (интеграция содержаний кол-лективного бессознательного, по Ю., — цель процесса становления личности). Бытие психического Ю. реконструировал как динамическое единство ряда разнокачественных систем: Я (Эго), Маска (Persona), Тень (Ombra, Schatten), образ души (Anima) — связка между Я и бессознательным, лично-бессознательное с его ком-плексами, коллективное бессозна-тельное с его архетипами. Их делает цельными Самость (das Selbst), интеграция которой с Эго есть предельная цель совершенствования личности (индивидуации). "Социальной кожей" Я — Ю. полагал его "Маску", способную подчинить Я себе и принудить его к нарастающей дегра-дации. (Ср. репрессивность das Man у Хайдеггера.) "Тень" у Ю. — темная компонента личности ("ветхий человек"): "Тень", в отличие от "Оно" у Фрейда не безлична, а являет собой мое персонифицированное зло — ос-нову Я — могущую и должную быть "раскрытой" и тем самым элимини-рованной. В нижнем архитектоническом пределе структуры психики Ю. помещает ипостась "зверочеловека" (Tiermensch) — область господства подлинно животных инстинктов. Ю. разработал типологию характеров ("Психологические типы" — 1921), в основе которой располагается вы-деление доминирующей психичес-кой функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир (экстравертивный и ин- травертивный типы). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, ас-трологию, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Так, осуществив комментарий к тибетской "Книге мертвых", Ю. утверждал, что поскольку "восточная мудрость" не знала принципа причинности, по-стольку она не создала науку. Вместо этого ею был глубоко постигнут мгновенный медитативный индиви-дуальный опыт, который, по мысли Ю., должен быть положен в основу идеи "акаузальной синхронной связи", синтезирующей в едином мгновении внутренние и внешние события и посредством которой могут быть объяснены механизмы пред-сказаний и действий оракулов, астрологов и парапсихологов. Биология и психология интерпретировались Ю. в духе "философии жизни" Ницше и Шопенгауэра, видевших и в культуре, и в разуме проявление таинст-венных жизненных сил. Принадлежа к протестантской церкви, Ю. считал ее косвенным источником психоло-гического кризиса западной цивили-зации в 19—20 вв., завершившегося невиданным распространением атеизма. Остерегаясь этих тенденций, Ю. тем не менее полагал, что они яв-ляют собой новую эпоху в эволюции культуры Запада. По Ю., любой бог — только лишь символ Бога, оби-тающего внутри нас, в коллективном бессознательном, — следовательно, если мы перестаем верить в этот сим-вол, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу. У людей появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира. Значительное внимание уделял раз-работке оригинальной концепции личности (вопросам ее становления, структуры и самореализации), которую частично изложил в работах "Отношения между Я и бессозна-тельным" (1928), "Неоткрытое Я" (1957) и др. В качестве основного со-держания психической жизни человека принимал стремление личности к полному воплощению своих воз-можностей и потенций. Наше "Я", по Ю., не является подлинным центром психики, его считает таковым лишь современный человек, сознание которого оторвано от бессознательного. Необходима "амплификация" — расширение сознания, постигающего свои глубинные основания. Эти пси-хические процессы, ведущие также и к исчезновению невротических симптомов, Ю. обозначил понятием "индивидуация". Подчеркивая мощь и опасность архаического наследия человечества, таящегося в структу-рах коллективного бессознательного, Ю. отмечал, что психологически люди все еще пребывают на стадии детства. У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихической фиксации феноменов культуры. Полагая, что основой культуры выступает прогресс символообразования, Ю. истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Трагический разрыв между природой и культурой породил, по Ю., универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды. Индуст-риальная революция, по мнению Ю., еще более отдалила человека от его бессознательного и природы. Это по-влекло за собой усиление коллектив-ных иррациональных сил, психичес-кую инфляцию, обезличивание и атомизацию людей, появление массового человека с его труднопреодолимым стремлением к катастрофе. Вследствие этого, по Ю., нарастает опасность возникновения различ-ных массовых психозов и господства тоталитаризма. Средствами для обуз-дания неискоренимой агрессивности людей и их неизбывного влечения к власти Ю. считал демократию как форму организации общественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индиви-дов. В качестве организованного психоаналитического движения юн- гианство оформилось вскоре после Второй мировой войны: в 1948 в Цю-рихе был образован Институт Ю., а в 1958 — Международное общество аналитической психологии.
А. А. Грицанов
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЮНГ (Jung) Карл Густав:

  1. ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психоаналитик, психиатр, культуролог
  2. ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937) - русский философ и искусствовед
  3. Карл Раймунд Поппер
  4. МАРКС Карл (1818—1883
  5. МАРКС (Marx) Карл (1818-1883
  6. ИНДИВИДУАЦИЯ
  7. САМОСТЬ
  8. АРХЕТИП
  9. ЭФФЕКТ/ФЕНОМЕН ГРУППОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ
  10. МАНДАЛА
  11. ДУША
  12. АНИМА И АНИМУС
  13. ПАТТЕРН
  14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ И СИМВОЛОВ