ЮСТИН-фил
соф (Ю.-мученик) (Iustin) (ум. ок. 165) — раннехристианский богослов и философ, предста-витель ранней патристики (см. Патри-стика). Основные сочинения: "Против всех ересей", "Лирник", "Первая и вторая апологии", "Разговор с Три- фоном-иудеем", а также "Против Маркиона" (сохранилось во фраг-ментах), "К эллинам", "Обличение", "О божественном единодержавии" (не сохранились).
Родился в Сихеме, в семье греческого колониста, принад-лежащей к состоятельной провинци-альной аристократии, что позволило ему получить хорошее образование. В поисках истины и смысла жизни приступает к занятиям философией, последовательно примыкая к стоикам, перипатетикам, пифагорейцам и неоплатоникам. Поворотным со-бытием в духовной эволюции Ю., чьи воззрения были фундированы презумпцией "разум владычествует над всем", стала встреча со старцем, высказавшим мысль о том, что подлинным "любителем мудрости" является "любитель деланья", т. е. постигший заветы Писания и сделавший их руководством к действию (традици-онная оппозиция эллинской и хрис-тианской мудрости — см. Теология), — "любитель же слов" есть не философ, а "филолог", "софист". Разговор со старцем способствует об-ращению Ю. в христианство. После крещения не только не оставляет свои занятия любомудрием, но, ис-пользуя приобретенные навыки, пи-шет множество работ, основанных на идее тождества истинной философии и христианства ("Христос-Логос и Истина-Логос суть тождественны"). Ю. открывает в Риме первую христиано-философскую школу, где его среди прочих слушал Тациан, по-том назвавший своего учителя "до-стойным всякого изумления". Ю. своими трудами внес большой вклад в развитие апофатического богословия, четко сформулировал ряд догма-тических положений учения Церкви. Принимал участие в различных диспутах (исторически зафиксированы победы Ю. над киником Кресцентом и др.). Придерживался того направ-ления патристики, которое пыталось реализовать синтез христианских ценностей с античными идеалами рациональности: по оценке Евсевия, работа Ю. "О божественном едино-державии" составлена "не только по нашим Писаниям, но и по эллинист- ским книгам". По клеветническому доносу проигравшего в диспуте оппонента Ю. и шесть учеников его были схвачены римским префектом и обезглавлены. Знаменитая пропо-ведь Ю. в суде об ипостасной Истине-Христе и его смерть за мудрость доказали, что он был не "филоло-гом", а философом — в самом возвы-шенном смысле этого слова. Ю. почитаем православной (день памяти 14 июня) и католической (день памяти 13 апреля) церквами как "не-бесный покровитель рода филосо-фов" и всех ищущих истину.о. Сергий Лепин
Еще по теме ЮСТИН-фил:
- АПОЛОГЕТИКА
- ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы
- ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
- II. Конфликт
- АПОКАЛИПСИС
- Патристикой называют
- ЧЕМОДАНЧИК БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
- Пролог
- ГЛАВА 4. БЛОКИРОВКА ПИТАНИЯ — АТРОФИЯ ЖИЗНИ
- Средневековая философия — это
- ДЕМ
- ЭВРИСТИКА
- Социально-философские и общественно-политические идеи Локка
- АПОКАЛИПСИС
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center