<<
>>

ЗАЧЕЛОВЕК

— своеобразная проекция понятия "сверхчеловека" в концепции Хлебникова. 3. — это универсальный субъект познания, максимально дистанцированный от анализируемого объекта, трансцен-дентный ему (термин "3." сопрягается Хлебниковым с понятием "заумь" как "запредельное" — см.

"Заумный язык"). 3. — не разрушает и не сози-дает, его деятельность — созерцание и чистое мышление. Он — не реален в своей экзистенции. Хлебников- ский 3. — это Автор в своем инобытии, которого значительно позднее Р. Барт назовет "скриптором", и Чи-татель, все качества и функции которого абсолютны, а связи между пред-метами и явлениями, невозможные с точки зрения обыденного сознания, становятся для него существенными, причем, несмотря на отрешен-ность от эмпирического протекания явлений, эти связи сохраняют для него известную меру каузальнос-ти. 3. — существо "мнимое", но более "реальное", чем "человек", в силу того, что его жизненным про-странством выступает историческое время. 3., таким образом, некая абстрактная модель абсолютного существа, воспринимающего мир таковым, каков он есть, а не через язык и установленные в нем "геш- тальты".
3., по Хлебникову, — это идеал, к которому должно перма-нентно прийти человечество, воспро-изводящее культурные смыслы и саму культуру. Современное человече-ство, по мысли Хлебникова, может постепенно стать неким подобием 3. Для этого ему необходимо превра-титься в "божественное человечест-во", т. е. выявить, осознать и полностью овладеть фундаментальными законами природы, и прежде всего, законами времени. А это достижимо лишь тогда, когда человечество поверит в собственные силы и будет, как это пристало богам, "веровать в самое себя". Если для Ницше "Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог", то для Хлебникова соответственно — "Бог умер, когда люди научились сами быть богами". Знание законов исторического времени раскроет перед человечеством смысл истории, знание скрытых языковых смыслов позволит "вслу-шаться" в "Голос Вселенной". Поскольку, по мысли Хлебникова, законы времени едины как для от-дельного человека, так и для исто-рически конкретного государства, ученый будущего, обладающий ка-чествами 3., легко сможет предска-зывать собственную судьбу; а если каждый человек будущего (см. "Бу- детлянство") станет таким ученым и скоординирует свои усилия с другими, то возможно, полагал он, не только окончательное освоение времени, но и полная победа над ним, подчинение его единой воле "божест-венного человечества". По мнению Хлебникова, в будущем законотвор-чество будет носить обязательный характер, в силу чего им делались попытки предсказать пути становления общества будущего параллельно процессу формирования нового типа нравственности "божественного че-ловечества", достигшего неизмеримо высокой ступени развития.

Ф. В. Пекарский "

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЗАЧЕЛОВЕК:

  1. ХИЛИАЗМ
  2. Авторы статей
  3. § 3. Субъекты финансового права
  4. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  5. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  6. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  7. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  8. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  9. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  10. § 3. Система финансового права
  11. § 4. Источники финансового права
  12. § 2. Принципы финансового права
  13. Глава 3. Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права
  14. § 1. Понятие, предмет и методы финансового права
  15. § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления