<<
>>

ЗАПАДНИКИ

— направление русской общественной мысли 40-х гт. XIX в., противостоящее славянофилам. К западникам принято относить таких мыслителей, как А.И.Герцен, Т.Н.Гра-новский, Н.П.Огарев, В.П.Боткин, Н.

X. Кетчер, Е. Ф. Корш, П. Г. Крюков, К. Д. Кавелин, П. Я. Чаадаев и др. Тесную идейную связь с западниками поддерживали В. Г. Белинский, И. С. Тур-генев, П.В.Анненков и др. Термин «западники» (как и «славянофилы»), стихийно возникший в XIX в. в ходе дискуссий о путях развития России, следует считать условным, в полной мере не отражающим сути воззрений подразу-меваемых под ним мыслителей. В действительности, их взгляды не укладываются в черно-белую схему только лишь положительного отношения к Западу и только лишь отрицательного отношения к России. Для западников, как и для славянофилов, характерны стремление теоретически осмыс- лить историю России и Европы, их будущие перспективы, критика бездумного заимствования и подражательства Западу, осуждение само-державного произвола и крепостничества.
Воззрения западников и славянофилов одинаково противостоят вульгарному материализму и ниги-лизму, философии стяжательства и грубой силы. В отличие от славянофилов западники делали акцент на творческом усвоении опыта Запад-ной Европы, особенно в области общественно-политической, в то вре-мя как славянофилы обращали пер-воочередное внимание на актуализацию положительных образцов отечественного наследия. Целью со-циально-политических преобразований российского общества как для либерального крыла западников, так и для славянофилов являлось установление в России либерально-де-мократических порядков, подразу-мевающих отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова, печати и др. Для достижения этих целей западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, настаивали на коренной ломке, традиций российского общества. Западники скептически или полно-стью отрицательно относились к ис-торической роли православия и не находили в нем достаточного потен-циала быть основой для будущего развития России. Допетровский период русской истории оценивался ими отрицательно, лишь как проявление отсталости и косности. Западников, как правило, мало за-нимали философско-метафизиче- ские вопросы, основное внимание они сосредоточили на обще-ственно-политической борьбе. Славянофильское стремление к возрождению народного быта, поддержанию и сохранению народных традиций и обычаев воспринималось западниками как искусственное и карнавальное, аналогично тому, как славянофилам воззрения западников пред-ставлялись пустым подражательством, «европейничанием», оторванным от реалий России. Непониманию между двумя партиями способствовала острота общественных противоречий, требо-вавшая незамедлительных поли-тических решений, а также цензурные и иные ограничения (ха-рактерные для царствования Николая I), не дававшие возможности обсуждать общественно-по-литические вопросы в полной мере открыто и гласно.

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЗАПАДНИКИ:

  1. 45. Политико-правовые идеи западников
  2. 4. Славянофилы и западники
  3. ЗАПАДНИЧЕСТВО (ЕВРОПЕЙСТВО
  4. АКСАКОВ Иван Сергеевич
  5. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист
  6. СЛАВЯНОФИЛЫ
  7. 16. Русская философия XIX века: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.
  8. ЗАПАДНИЧЕСТВО
  9. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
  10. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ
  11. АКСАКОВ Иван Сергеевич
  12. КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-1885
  13. ПОСТФРЕЙДИЗМ