<<
>>

Значение софистов:

вразрез с традицией греческой натур-философии человек становится средо-точием философских интересов;

само мышление становится темой фи-лософствования;

с этим тесно связана проблема языка, играющая у софистов огромную роль;

критика традиционных моральных ценностей открывает мышлению совершенно новые горизонты и подготав-ливает развитие автономной, строящейся на авторитете разума, этики.

И, наконец, следующий период классической греческой философии (СОКРАТ — ПЛАТОН — АРИСТОТЕЛЬ) немыслим без софисти-ческой подготовки.

Несправедли- Стремление к ложным благам Блага Справедливость Эвдемония вость в поведении

В. Душа и разум Сократ из Афин (ок. 470—399 до н.э.), с которого начинается классический период греческой философии, считается осно-вателем

автономной философской этики. Важнейший источник наших знаний о его учении — диалоги его ученика ПЛАТОНА. В них он показан как человек, который занят тем, что в неустанных беседах задает вопросы согражданам, пытаясь наставить их на путь праведной жизни. Пробужденная им в ходе этих бесед враждебность привела к процессу 399 г., на котором против СОКРАТА были выдвинуты обвинения в безбожии и развращении юношества. На процессе СОКРАТУ был вынесен смертный приговор (он должен был выпить яд). Центральный пункт его философии — вопрос о благе (агатбн) и добродетели (арете). Стимулом к его разрешению СОКРАТ в "Апологии" считает надпись на оракуле в Дельфах:

"Познай самого себя". Он толкует ее как требование испытывать человеческое знание и определять, какое благо подобает человеку. В понимании греков арете означает пригодность вещи в соответствии с ее сущностью. У человека она заключена в божественной и разум-ной части его самого: в душе.

Благо, таким образом, есть специфическая арете (годность) человеческой души, самой важной из задач которой является познание и стремление к истине.

В беседах с согражданами СОКРАТ убеждается в том, что хотя все верят, будто уважают благо и добродетели, на самом деле это — ложное мнение, не выдержива-ющее строгой проверки логосом (разумом) в ходе диалога. Он вырабатывает свой ме-тод достижения более надежного познания: эленктический (от греч. эленхос — изоб-личение, выявление (истины). — Пер.) метод (рис. А). Испытующими вопросами СОКРАТ расшатывает ложное мнение собеседника, пока тот не начинает признавать, что не знает того, в чем был уверен. Такая безвыходность (апория) — поворотная точка, с которой в диалоге могут начаться поиски истинного понимания на основе разумной общности. Искомое СОКРАТОМ знание — это

практическое знание, суть которого в познании добра и зла, знание, застрахованное критической самопроверкой и нацеленное на правильное практиче-ское применение. При этом в сократовском методе намечается продвижение особенного ко всеоб-щему, схватывающему в исследуемом понятии существенное. Собеседники СОКРАТА застревают в многообразии явлений и на вопрос о добродетели в состоянии ответить лишь примерами, но не определением ее сущности. Поэтому АРИСТОТЕЛЬ замечает:

Сократ 37

"СОКРАТУ ПО праву можно приписать две вещи: во-первых, обоснование через данные опыта, во-вторых, образование общих понятий". Образ действий СОКРАТА продиктован доверием к логосу, присущая которому зако-нодательная сила извлекает на свет божий истинное понимание в разумной беседе. Поэтому я "не услышу от себя ничего, кроме логоса, который при исследовании кажется мне наилучшим". Старание достичь философского понима-ния сущности добродетелей означает для СОКРАТА в широком смысле "заботу (эпи- мёлейа) о душе". Из состояния души возникает добродетельность всего человека, ибо душа обо всем заботится, и во всем надо заботиться о ней самой. Она реали-зует подобающую ей арете, когда первен-ствуют понимание и разум, но когда пе-ревешивает невежество, она не находит ее и впадает в зло. Из души проистекают и все другие блага человека, в том числе и блаженство (эвдемония), состоящее в ладе и гармонии души.

В свете этой идеи и надо понимать положение СОКРАТА:

"Никто не творит несправедливое дело добровольно (умышленно)".

Ведь всякое несправедливое действие возникает от неведения добра и зла. Знающий же — благ.

Однако большинство пребывает в заблуж-дении относительно самого важного в жизни:

"...ты не стыдишься заботиться о стяжании все больших богатств, о славе и авторитете, зато о понимании и истине, о душе своей, дабы она была как можно лучше, — об этом ты не забо-тишься и не помышляешь". СОКРАТ понимает свою философию как майевтику (повивальное искусство), ибо хочет быть лишь помощником в достижении понимания и самопознания, которые каждому надлежит изыскать в себе самому, поскольку они не могут быть усвоены извне.

СОКРАТ идеально воплощал собой единство мышления и действия. В этом ему помогал его внутренний голос, его "даймон", направлявший его поступки и служивший ему знамением божественного предназначения души.

С его пониманием философии естественно связано то, что никакой школы он сам не основал. И все же его идеями опериру-ют два диаметрально противоположных философских направления:

Киренаики развивают идею эвдемонии в гедонистическое учение, превращающее наслаждение в высший принцип действия (АРИСТИПП). Киники до предела заостряют сократовское пренебрежение ко всему материальному (Диогнн из СИНОПА ЖИЛ В бочке).

В. Идея блага (символ солнца)

С. "Символ линии"

Учением об идеях

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Значение софистов::

  1. СОФИСТЫ
  2. СОФИСТ
  3. СОФИСТЫ
  4. СОФИСТ
  5. Тема 6. НАТУРФИЛОСОФИЯ И СОФИСТЫ
  6. Сократ опровергает софиста Антифонта
  7. КРИТИКА УЧЕНИЯ ОБ «ИДЕЯХ» В «ПАРМЕНИДЕ» И «СОФИСТЕ» ПЛАТОНА
  8. 10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)
  9. ЗНАЧЕНИЕ
  10. значение истинности