<<
>>

ЗНАК

— материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъ-ективного образования.

Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения). 3. — интер-субъективный посредник, структур- медиатор в социальных взаимодей-ствиях и коммуникации. Научной дисциплиной, занимающейся изуче-нием общих принципов, лежащих в основе структуры всех 3., с учетом их употребления в структурах сообщений, а также специфики различных систем 3. и сообщений, использую-щих различные типы 3., является семиотика. Из определения 3. вытекает его важнейшее свойство: будучи некоторым материальным объектом, 3. служит для обозначения чего-либо другого. В силу,этого понимание 3. невозможно без выяс-нения его значения — предметного (обозначаемый им объект); смыслового (образ обозначенного объекта); экспрессивного (выражаемые с помощью его чувства и т.
д.). 3. обозначает данный предмет (предмет, обо-значаемый 3., суть его предметное значение — денотат) и выражает сопряженные смысловое и экспрессивное значения. 3. может иметь определенный смысл вне наличия со-ответствующего предмета. Смысл 3. может минимизироваться при наличии предметного значения (имена собственные естественных языков) и т. д. Смысловое значение 3. — это то, что понимает под ним пользователь данного 3. Экспрессивное значение 3. выражает эмоции человека, использующего 3. в определенном контексте. В семиотике различают отношения 3. друг к другу (синтаксис), отношение 3. к тому, что ими обозначается (семантика), и отношения использующего 3. к употребляемым им знаковым системам (прагматика). Анализ понятия 3. занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.
д. Большое внимание рассмотрению гносе-ологических функций 3. уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17— 18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование 3. внесли лингвистика и мате-матическая логика. В 19—20 вв. сложилась особая наука о 3. — семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, пред-ставители современного структура- лизма). Для понимания природы 3. первостепенное значение имеет выделение особых социальных ситуаций (так называемых знаковых), в которых происходит использова-ние 3. Подобные ситуации неразрывно связаны со становлением речи (языка) и мышления. Еще школа стоиков отмечала, что суть 3. заключается в их двусторонней структуре — неразрывном единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого (означаемого). Разнообразие мыслимых отношений между ними конституирует возможные их классифи-кации. 3. возможно подразделять (Ч. Пирс, 1867) на индексные, ико- нические и символические. Данная классификация в реальности основывается (Р. Якобсон) на двух дихотомиях: противопоставление смежности и сходства; противопоставление фактичности и условности. Индексное (указательное) отношение предполагает наличие фактической, действительной смежности между означаемым и означающим. Икояическое отношение (по принципу подобия) — "простая общность, по некоторому свойству", ощущаемое теми, кто интерпретирует 3. В символическом 3. означаемое и означающее соотносятся "безотносительно к какой бы то ни было фак-тической связи" (или в отношении, по Пирсу, "приписанного свойства"). 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в социуме, именуются 3. общения. Последние делятся на 3. искусственных знаковых систем и 3. естественных языков. Большое значение для создания теории 3. имеет исследование фор-мализованных знаковых систем, проводимое в рамках математической логики и математики. Такие системы, используемые для разнообразных технических и научных целей, являют собой искусственные трансформы, как правило, письменных разновидностей естественных языков.
В их структуре традиционно выделяют следующие: 3. кодовых систем для кодирования и перекодирования сообщений (азбука Морзе, 3. для компьютерных программ и др.), 3. для моделирования непрерывных процессов (кривые перманентных изменений в них) и 3. для выражения формул в языках наук. Несмотря на интенсивные разработки во всех указанных направлениях, задача построения синтетической концепции 3. до сих пор не решена. Это обусловлено прежде всего тем, что 3. принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока еще в достаточной мере не разработаны. (См. также Означивание, "Пустой знак".)

А. А. Грицанов

ЗНАНЕЦКИЙ (Znanietskij) Флори - ан Витольд (1882—1958) — польско- американский социолог, философ, культуролог. Учился философии и позже социологии в Кракове, Гнез- но, Цюрихе, Париже. По окончании учебы служил в разных организациях, ведающих делами эмиграции, где встретился с У. Томасом, который предложил 3. совместное исследование "Польский крестьянин в Европе и Америке", (тт. 1 — 5, 1918—1920), ставшее классикой социологии. В 1917 3. был приглашен в Чикаг-ский университет для чтения лекций. В 1920 избран на кафедру соци-ологии Познаньского университета, здесь в 1920 создал Институт социологии, а с 1931 издает "Социологи-ческий вестник". Проводит ряд со-циологических исследований, в том числе и по этноидентификации бело-русов. В Познани преподавал до 1939, в этом же году буквально за считанные дни до войны выехал в США, где в 1941 году получил гражданство. Преподавал в Иллинойском универ-ситете до конца жизни. Основные философские сочинения: "Обоснование ценностей в философии" (1910), "Гуманизм и познание" (1912), "Куль-турные реалии" (1919). Значительные философские разделы имеются также в следующих работах 3. по социологии: "Упадок западной цивилизации" (1921), "Законы социаль-ной психологии" (1925), "Введение в социологию" (1934), "Метод социо-логии" (1934), "Современные люди и прежние цивилизации" (1934). Все творчество 3. объединено стремлением к цельной, логически построенной системе, основой которой является теория ценностей.

Основные категории его системы: вещи и ценности, а также их конкретизации: установка, норма, обычай, ритуал и т. д. Ценность является сложнейшим об-разованием, возникающим в резуль-тате взаимодействия представлений субъекта (личности) и объективной реальности, которая в ряде работ 3. трактуется как творимая субъектом. В теории ценности важную роль играет концепция рациональности, а также вопросы генезиса ценностей. Вещь и ценность выступают строительными лесами всей действительности, взаимопроникают друг в друга. Человек творит мир мышлением, выступающим в роли субъективно- творящего начала, в свою очередь конкретизируемым в деятельности. Ценность немыслима вне категории исторического человека, личности, творца. Одно из основных требований научного анализа, по 3., — принятие во внимание точки зрения действующих индивидов, их понимание ситуаций, в которые они включены. Многие идеи 3. вос-приняты функциональным анали-зом в социологии.

Э. К.Дорошевич

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЗНАК:

  1. 30.2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания
  2. ЗНАК
  3. ТОВАРНЫЙ ЗНАК
  4. 47. Коллективный и общеизвестный товарный знак
  5. ЗНАК
  6. ПУСТОЙ ЗНАК
  7. СЕМИОТИКА (греч. semeion - знак
  8. §3. Товарный знак (trade mark
  9. 57. ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА И БОРЬБА С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
  10. СИМВОЛ (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю
  11. СОЦИОГРАММА (лат. societas - общество и греч. gramma - письменный знак, черта, линия
  12. ЗНАКИ И ИХ ВИДЫ
  13. 6.6. ПРАВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
  14. 40. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
  15. 46. Правовая охрана товарных знаков (знаков обслуживания)
  16. 63. Правовая охрана сертификации
  17. 59.4. РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ
  18. 3. Понятие и система права интеллектуальной собственности
  19. 6. Конституция РФ и ГК РФ как источники права интеллектуальной собственности
  20. 65. МАРКИРОВКА ГРУЗОВ