<<
>>

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕ-НИЯ

— по Эриксону, люди, вклю-ченные в процесс межличностного взаимодействия, должны руководст-воваться его императивным прави-лом: "Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе".

Тради-ционная формула гласила: "Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе". Со-держательно 3. П. П. изоморфно ка-тегорическому императиву Канта и генетически восходит к моральным максимам классической античной культуры.

В. И. Овчаренко ЗОМБАРТ (Sombart) Вернер (1863— 1941) — немецкий экономист, историк, социолог, философ культуры. Ученик Г. Шмоллера. Придал широкую распространенность термину "капитализм". С 1890 профессор в Браслау (ныне Вроцлав), с 1904 — в Берлине. Основные сочинения: "Социализм и социальное движение в XIX веке" (1896), "Современный капитализм" (1902), "Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического чело-века" (1913), "Торговцы и герои" (1915), "Будущее капитализма" (1932), "Немецкий социализм" (1934) и др.

Первоначально 3. испытал влияние идей Маркса, в дальнейшем отошел от марксизма. Основная тема творчества 3. — социально-эко-номическая история капитализма. Стремясь на основании методологии Баденской школы неокантианства раскрыть предпосылки капитализ-ма, механизм его зарождения, ди-намику и возможные перспективы капиталистического общества, 3. ис-пользовал понятие "дух капитализ-ма". Наличие "духа капитализма" (стремления к наживе, к деньгам) генетически и каузально предпосы-лается 3. возникновению специ-фической капиталистической хозяй-ственной системы, которое, однако, зависело, по его мнению, также от констелляции ряда иных факторов. "Дух капитализма", по 3., находит свое воплощение в социальном типе "буржуа", имеющем "предпринимательскую" ("активно-овладеваю-щую") и "мещанскую" ("пассивно- накопительскую") ипостаси.
Конечным основанием "духа капитализма" 3. считает биологические характери-стики ("кровь"), присущие некоторым народам; в то же время его разверты-вание и степень проявленности зави-сит от влияния ряда моральных сил и социальных условий. Уникаль-ность капитализма как явления за-падноевропейской истории опре-деляется, по мысли 3., тем, что каждый из множества факторов, вызвавших его к жизни, являлся не-обходимым. Но, будучи сформиро-ванной, капиталистическая система обретает независимую динамику, направленную от "души" (зависи-мости от индивидуального начала) к "духу" (отчужденно-безличному характеру капитализма). Коренным отличием капитализма от докапита-листических форм экономической жизни является, с точки зрения 3., ориентация не на потребление, а на прибыль. 3. не исключает, что исся-кание импульса стремления к при-были, нарастание "старческих" тен-денций может привести к уходу капитализма с исторической сцены. 3. занимался также разработкой ме-тодологии социальных и экономиче-ских наук. Неокантианское видение исторических процессов и явлений, согласно 3., не исключает возможно-сти и правомерности их анализа с точки зрения повторяемости. Сама уникальность тех или иных процессов и явлений, по 3., может быть прояснена только на основе выявления их общих составляющих. Так, исследованию хозяйственной исто-рии капитализма отдельных евро-пейских народов 3. предпосылает выявление общеевропейских эко-номических тенденций. Данный подход предполагал обоснование "духовного анализа" фактическим материалом, соединение теории с эм-пирическими данными, т. е. опреде-ленную "социологизацию" хозяйст-венной истории. Социологию 3. трактовал в широком и узком значениях. Социология в широком смысле, по его версии, суть познание че-ловеческого общежития (культуры, истории) как состоящего из поступков, обусловленных чужим поведе-нием. Социология же в узком смысле, или "научная", подразделялась 3. на "психологическую" (естест-венную науку, изучающую элемен-тарные составляющие взаимодействий индивидов в рамках культуры) и "ноологическую" (дисциплину, изучающую культуру как духовную целостность). В ходе своей теорети-ческой эволюции (см. переработанный вариант "Современного капитализ-ма", 1916) 3. воспринял концепцию "идеальных типов" М. Вебера. 3. трактовал идеальные типы как изоб-ражения фрагментов социальной реальности, дающие возможность синтетического связывания их в обобщенную картину. В свое время созданная 3. концепция капитализ-ма была достаточно авторитетной и повлияла на развитие социологии и экономики 20 в., в том числе в не-которой степени на работы самого М. Вебера. Однако в дальнейшем бесперспективность вульгарно-био- логизаторских и узкоэкономических трактовок обусловили падение интереса к работам 3.

М. Н. Мазаник

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕ-НИЯ:

  1. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВ-СТВЕННОСТИ
  2. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
  3. ГЛАВА 24. ДВАДЦАТЬ ОДНО ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ БИЗНЕСМЕНА • Рекомендации автора
  4. 5.3. Лицензионно-договорные основы права пользова-ния недрами
  5. "ЗОЛОТОЙ" ПОКУПАТЕЛЬ
  6. Постройте золотой мост
  7. О Бразилии, бумаге и золотых монетах
  8. Правило 70/30
  9. Беседа 15. правило парето
  10. ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: БУДЬТЕ ПРОСТЫМИ
  11. Правило трех плюсов
  12. ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ АУДИТОРИЮ
  13. Правило второе: ВЫПОЛНИТЕ - ИССЛЕДОВАНИЕ
  14. ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ СРЕДСТВО - КОММУНИКАЦИИ
  15. НЬЯЯ (санскр.: правило, рассуждение, логика
  16. МОДА (лат. modus - мера, правило, образ)
  17. НОРМА (лат. norma - руководящее начало, правило, образец
  18. Десять золотых правил: как достичь настоящего успеха без "настоящей" работы
  19. БРЕТТОН-ВУДСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
  20. ВАЛЮТНЫЙ ПАРИТЕТ