<<
>>

ЗОРОАСТРИЗМ

(маздаизм) — учение пророка Зороастра (Зара- туштры), зафиксированное в свя-щенной книге древних иранцев Авесте предположительно в VII—VI вв. до н. э. В основе философской системы зороастризма дуалистическая идея о постоянной и непримиримой борьбе царства света, добра и справедливости, которое олицетворяет светлый бог Агур-Мазда (греч.

Ор- музд), и царства тьмы, повелитель которого злой дух Ангра-Майнью (Ариман). Особо почиталась стихия огня как очищающая сила (огнепоклонники — другое название сторонников зороастризма). В мифологии зороастризма есть понятия рая, первородного греха с последующим наказани-ем человека — лишением его бессмертия, концепция зависимости судьбы человека (в том числе посмертной участи его души) от его поведения. В учении зороастризма есть идея конца мира, «страшного суда», при-шествия мессии — спасителя человечества, который на рубеже нашей эры стал отождествляться с древнеарийским богом света Митрой (по учению зороастрийцев, посредником между Агуром-Маздой и людь-ми). Верующие в Митру причащались хлебом и вином, симво-лизировавшими его тело и кровь, и отмечали день его рождения 25 декабря. Подобные совпадения не оставляют сомнения в том, что митраизм, широко распространенный в античном мире, сильно повлиял на формирование концепции христианства.

и

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЗОРОАСТРИЗМ:

  1. ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ
  2. ЗОРОАСТРИЗМ (ПАРСИЗМ
  3. ДОБРО И 3JIO
  4. 7. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке
  5. ГНОСТИЦИЗМ
  6. Культура и религия арабо-мусульманских стран
  7. ДУАЛИЗМ
  8. Основные направления в исламе
  9. ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio - истечение
  10. ЭМАНАЦИЯ
  11. РАЗВИТИЕ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА
  12. РАЗДЕЛ 1.РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ. ПАТРИСТИКА