<<
>>

2.27. Методика изготовления субъективных портретов

Отображения внешнего облика человека, используемые в практике раскрытия и расследования преступлений, принято делить на субъективные и объективные.

Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия (наблюдения) человека или его останков другим лицом.

Нередко наблюдение впоследствии дополняется воспроизведением возникшего мысленного образа в материально фиксированном виде (описание, рисунок).

К субъективным отображениям относятся:

•мысленный образ;

• описание;

• субъективный портрет.

Мысленный образ может использоваться непосредственно (при опознании нападавшего потерпевшим) и опосредованно, когда он материализуется в виде субъективных отображений (описания, изготовления субъективного портрета).

Иногда по описанию трудно воссоздать внешний облик устанавливаемого лица. В таких случаях целесообразно изготовить субъективный портрет.

Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.

Современной криминалистической практике известны четыре основных вида субъективных портретов: 1) рисованный; 2) композиционно-рисованный (составленный из типизированных комплектов рисунков); 3) композиционно-фотографический (изготовленный из фрагментов фотоснимков различных лиц); 4) комплексный, или «живой». Название последнего вида субъективного портрета связано с особой методикой его изготовления: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку.

Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы.

Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.

В рамках подготовительного этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются по возможности комфортные условия для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению.

Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и «доводки» его деталей, получения второго варианта портрета и, наконец, утверждения его очевидцем.

На заключительном, оформительском , этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.

Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки.

Объективные отображения – это фотоснимки, особенно цветные, которые передают внешний облик человека с достаточной точностью и полнотой, видеоизображения, рентгеновские снимки, посмертные маски и т.д.

<< | >>
Источник: Александр Георгиевич Филиппов, Владимир Васильевич Агафонов, А.В. Васильевич, Ф.А. Георгиевич. Криминалистика: конспект лекций. 2009

Еще по теме 2.27. Методика изготовления субъективных портретов:

  1. Тема 5.МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ И ГРУПП ПРЕСТУПЛЕНИЙ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
  2. Глава 14 . КАДРОВАЯ РАБОТА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РЫЦАРЯ ПЛАЩА И ГРОССБУХА
  3. Якушин В.А., Шаталова Л.И.. Правовые аспекты субъективного вменения, 1997
  4. 17.3. Субъективный риск
  5. 17.3. Субъективный риск
  6. 15.2. Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации
  7. Тема 2. ЛИТЕРАТУРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БОГА ГЕРМЕСА, ЕГО ФУНКЦИИ И ОТНОШЕНИЯ СДРУГИМИ БОГАМИ
  8. Объективное и субъективное, стихийное и сознательное в истории
  9. § 3. Субъективная судейская ошибка. Что за этим стоит?
  10. 7.1. Договор на изготовление сайта
  11. 7.3. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся бракованной
  12. ИСК (его виды и значения). - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права