<<
>>

13. Августин Блаженный о государстве и праве

Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Основный труды: «О граде Божием», «О свободной воле».

Августин подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых жил и живет «по особым уставам и обычаям», всегда существовало «не более как два рода человеческого общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или также и по духу.

В этом августиновском различении в рамках человеческого общежития двух противоположных типов общения в специфически христианизированной форме проявляется определенное влияние на него предшествующих концепций, в частности: положения Платона о наличии в каждом государстве, по существу, двух государств (государства богатых и государства бедных), представлений стоиков о двух полисах (отдельном полисе – государстве и мировом, космическом полисе), манихейских идей о борьбе двух начал (дьявольского и божественного).

По поводу определения государства у Цицерона Августин замечает, что оно больше подходит для определения церкви: союз людей только тогда основывается на праве, когда сочетается со справедливостью.

Формы правления различаются в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть.

Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности, уважение к богу и уважение к человеку.

В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной формы.

Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости) – погибшее государство.

Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Несмотря на появление христианизированных государств, Августин не отождествляет христианскую общину и государство, град божий и церковь. Развивая вслед за своим учителем епископом Амвросием идею верховенства церкви над государством, Августин, считаясь с политической реальностью своего времени, часто именует церковь пленницей, которая вынуждена сносить несовершенство навязываемых ей человеческой властью законов, но в то же время признает право государства на поддержку церкви и вмешательство в борьбу церкви против еретиков или соперничающих религий.

В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа «братства».

Отношение Августина к праву:

1) в области человеческих отношений действует вечный нерушимый закон.

2) естественные, божественные и человеческие законы налагают на человека определенные обязанности, которые следует выполнять;

3) естественное право возводится к богу и носит теономный характер;

4) в языческом обществе и у языческих народов, согласно Августину, бог не воздает каждого ему принадлежащего, и там, следовательно, нет ни подлинного права и закона, ни народа как правовой общности;

5) за избранными право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию»;

6) наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание, уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.

<< | >>
Источник: Ольга Леонидовна Шумаева. История правовых и политических учений. Шпаргалка. 2010

Еще по теме 13. Августин Блаженный о государстве и праве:

  1. 38. ВЫБОР ПРАВА СТОРОНАМИ ДОГОВОРА. АВТОНОМИЯ ВОЛИ, ПРЕДЕЛЫ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ И ПРАВЕ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
  2. ГЛАВА 23. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ В ПРАВЕ РОССИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
  3. Судебная практика и ее роль в праве иностранных государств
  4. 38. Учения о государстве и праве в период воцарения князей московских
  5. ГЛАВА З. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВЕ РОССИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
  6. «О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ»
  7. Августин — крупнеишии философ
  8. Труды Аврелия Августина
  9. Добро и зло теодицея Августина
  10. Раздел XIII. Основные институты таможенного дела и таможенного права государств — членов Содружества Независимых Государств
  11. 39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
  12. 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
  13. 22. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ВИДЫ, ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
  14. 61. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО
  15. Глава 19. Ответственность в таможенном праве
  16. 48. Выдача свидетельства о праве на наследство
  17. 48. Выдача свидетельства о праве на наследство
  18. § 3. Санкции в бюджетном праве