<<
>>

ИЛЬИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1954) - русский философ и правовед

Родился в Москве 16 (28) марта 1882. В 1906 окончил юридический факультет Московского университета и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1910-1912 стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов - Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Э. Гуссерля и др. С 1912 преподавал в Московском университете. В 1918 защитил диссертацию Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и чело-века. В 1921 был избран председателем Московского психо-логического общества.

В 1922 вместе с большой группой деятелей культуры Ильин был выслан из России. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, издавал журнал «Русский колокол», опубликовал ряд книг: Религиозный смысл философии. Три речи, 1925; О сопротивлении злу силою, 1925; Путь духовного обновления, 1935 и др. После прихода к власти в Германии нацистов потерял работу, а в 1938 эмигрировал в Швейцарию, где жил в пригороде Цюриха Цолликоне. Умер в Цюрихе 21 декабря 1954. Будучи крупным правоведом, учеником П.И.Новгородцева, Ильин в своем фундаментальном исследовании Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека рассматривал гегелевское учение о праве и государстве как элемент «целостной» метафизики немецкого философа. В основе этой метафизики, по Ильину, лежал религиозный опыт, который стал источником основной философской идеи Гегеля - идеи «спекулятивно-конкретного» («все реальное подлежит закону спекулятивной конкретности - вот содержание того кардинального опыта и той основной идеи, которой посвящена вся философия Гегеля»), Хотя Ильин никогда не был пос-ледовательным гегельянцем, он, как и Гегель, был склонен подчеркивать единство правового и морального сознания. В работе О сущности правосознания (1956) он определил «аксиомы правосознания», лежащие в основе общественной и государственной жизни: «закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания». Первый из них фиксирует духовно-личностный статус гражданина, его неотъемлемое право на самоуважение, достоинство личности, отстаивание собственной позиции (интеллектуальной, религиозной, нравственной, эстетической). Второй момент отражает сложную диалектику свободы и ответственности гражданина, который может сохранить собственную «авто-номность» только в том случае, если является подлинным субъектом права и «внутренне свободно» исполняет возложенные на него обществом и государством обязанности. Третий принцип признает важнейшим условием гражданской жизни взаимное уважение граждан и понимание ими безусловной ценности гражданских и государственных институтов. Будучи сторонником монархии, Ильин в то же время считал, что монархический идеал далеко не всегда может и должен быть воплощен в жизнь. Так, размышляя о перспективах развития России в постсоветскую эпоху, он признавал целесообразным соединение в ее государственной организации монархических, республиканских и аристок-ратических (элитарных) элементов. Отвергая любые формы антигосударственной, анархической идеологии, Ильин подверг резкой критике моральный анархизм Л.Толстого в своей работе О сопротивлении злу силою (1925). В религиозно-метафизических построениях Ильина решающая роль отводится духовности (духу) в человеке и в обществе. Уровень духовности определяет качество индивидуальной и общественной жизни и в конечном счете зависит от волевых, творческих усилий личностей. «Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое самое главное - и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке, - но не в смысле инстинкта и не в смысле рационалистического осознания состояний своего тела и своей души, а в смысле верного восприятия своей личностной самосути, в ее пред- стоянии Богу и в ее достоинстве. Человек, не осознавший своего предстояния и своего достоинства, не нашел своего духа». Исключительное место в творчестве Ильина в период эмиграции занимают его многочисленные статьи о России, ее прошлом, настоящем и будущем. 3 октября 2005 прах Ильина был перезахоронен в Донском монастыре в Москве.

ИМАМ - духовный глава у мусульман, обладающий и светской властью; духовное лицо, руководящее богослужением в мечети.

ИМАМАТ-в шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом. Так, например, Конституция Ирана 1979 г. рассматривает факиха (руководителя) в качестве гаранта того, что все государственные органы и институты не будут отклоняться от предписаний ислама, а ее ст. 57 гласит: «Государственное управление в Исламской Республике Иран осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти, действующими под контролем руководителя и вождя нации». Полномочия руководителя включают: назначение факихов - членов Совета по соблюдению Конституции, Генерального прокурора, Председателя Верховного суда, на высшие военные посты, утверждение в должности Президента Республики, его сме-щение в случае принятия меджлисом соответствующего решения, объявление амнистии и т.д.

ИМЕННАЯ АКЦИЯ - акция, уполномоченным лицом которой является обладатель документа, наименование которого указано на акции и занесено в книгу акционерного общества. Уступка прав по И.а. совершается посредством проставления передаточной надписи на документе, передачи документа и занесения обладателя в книгу общества.

<< | >>
Источник: А.Б. БАРИХИН. БОЛЬШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 2010

Еще по теме ИЛЬИН, ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882-1954) - русский философ и правовед:

  1. ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954
  2. 50. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин
  3. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937
  4. 59. Правоведы русского зарубежья
  5. 19. «Русская идея» как основная проблема отечественнойфилософии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).
  6. Шевчук Денис Александрович. ФИЛОСОФИЯ, 2000
  7. 9. Русская философия в эмиграции
  8. 1. Становление русской философии в XVIII-XX вв.
  9. 2. Характерные черты русской философии
  10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. ГЛАВА XIII. СОЦИАЛЬНО ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII-XX ВВ
  13. Глава X. Русская философия XIX — начала XX в.
  14. ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист
  15. Тема 11. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПОИСКАХ ПОДЛИННОЙ СУЩНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  16. ШПЕТ Густав Густавович (1879-1937) - русский философ и искусствовед
  17. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862-1936) - русский философ, психолог, логик.