<<
>>

ИУДАИЗМ - древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры

. И. возникает во 2- м тыс. до н. э. в среде скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. По представлениям иудаистов, первым евреем был патриарх Авраам авину (Авраам, отец наш), заключивший «брит» (священный союз - «завет») с Богом, в соответствии с которым евреи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей - «ми- цвот», а Бог обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать ему во владение страну Израиля, обетованную землю.

Иудаисты считают, что, в соответствии с предсказанием, данным во время «брита», потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их вывел чудесным образом в землю обетованную пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш). Согласно вероучению иудаизма, во время чу-десного Исхода из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствия по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, так что только свободные люди вошли в землю Израиля, Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу боговдохновенную Тору (Закон), или Пятикнижие Моисеево.
Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существо-вания еврейского народа и принятие им И. На протяжении последующих полутора тысяч лет Иерусалимские храмы становятся центром развития И. и единственным разрешённым местом культового служения. В этот период формируются основы храмового И. как религиозной системы и завершается написание Танаха (ему тождествен христианский Ветхий Завет Библии в протестантском каноне), священной книги И. В I в. до н. э., в период римского господства над Израилем, И. распадается на ряд течений, из которых только течение «перушим» (фарисеев), сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так на-зываемой Устной Торы, переживает разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 н.
э. и даёт начало современному И., называемому, в отличие от храмового, раввинисти- ческим. Лишённые храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, и изгнанные из Израиля римлянами в середине II в. н. э., евреи в диаспоре ставят задачу «построить ограду вокруг Торы», то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин в диаспоре. Вскоре после изгнания завершается работа над созданием так называемого масоретского кодекса Танаха, делящегося на три раздела: Тора (Учение), то есть книги Бе- решит («В начале», христианское наименование «Бытие»), Шемот («Имена», христ. «Исход»), Вайикра («И воззвал», христ. «Левит»), Бемидбар («В пустыне», христ. «Числа») и Деварим («Слова», христ. «Второзаконие»); Невиим (Пророки), включая книги Йе'ошуа (христ. Иисуса Навина), ІІІофе- тим (Судей), Шмуэль 1 и 2 (катол. 1 и 2 пророка Самуила, правосл. 1 и 2 Царств), Мелахим 1-2 (катол. 1 и 2 Царей, правосл. 3-4 Царств), Йэшайя (пророка Исаии), Йирмея'у (пророка Иеремии), Йехэзкель (пророка Иезекииля) и Терей- Асар (книги 12 так называемых малых пророков); Кетувим (Писания), включая книги Те'иллим (Восхваления, христ. Псалтирь), Мишлей (Притчи, христ. Притчей Соломоновых), Ийов (Иов), Мегиллот [Свитки; состоит из 5 отдельных книг: Шир-аширим (Песнь песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Ко'элет (Екклезиаст), Эстер (Есфирь)], Даниэль (пророка Даниила), Эзра (Ездры), Нехемия (правосл. Неемии, катол. 2 Ездры) и Диврей'айамим 1 и 2 (катол. 1 и 2 Хроник, правосл. 1 и 2 Паралипоменон). В начале III в. завершается кодификация свода галахических норм и нарративных преданий - Мишны (Толкование), или Шас (Шесть порядков), которая вместе с составленным к нему в III—V вв. экзегетическим (экзегетика - наука о принципах истолкования рели-гиозных текстов) сводом Гемара составляет Талмуд, вторую священную книгу И. После изгнания возникают и развиваются вплоть до современности мистические школы внутри И., известные под общим названием Каббала (Наследие).
Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином Ицхаком Лурия, или Ари (1536-72), складывается в XVI в. в Цфате в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений становится хасидизм. Начавшееся в XVIII в. движение за еврейскую эмансипацию - аскала (просвещение) - приводит к кризису ортодоксального И. и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику И. к нормам европейского образа жизни. Недовольные ассимиляционными тенденциями раннего германского реформизма евреи в середине XIX в. создают так называемое консервативное направление в И., выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм. Внутри ортодоксального И. в начале XX в. складывается сионистское направление Мизрахи. В настоящее время большинство евреев США являются приверженцами реформизма, консерватизма и реконструк- ционализма- трёх школ неортодоксального И., в Израиле доминирует ортодоксальный И. Теологию и догматику И. пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан им по его образу и подобию. Произнесение имени Божьего табуировано и заменено эвфемизмами. Литургия, подразделяющаяся на ашкеназский и сефардский изводы, включает в себя обязательное повторение два раза в день слов «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един». Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять «мицвот» (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кро-восмесительных связей, употребления в пищу мяса, отре-занного от живого животного, и повеления жить по законам.
Согласно И., принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пи-щевых правил, хозяйственных установлений, устаревших в изгнании правил ритуальной чистоты, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти; молока и мяса; злаков с бобовыми; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д.). Специальные «ми-цвот» касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Среди «мицвот» особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей, содержащих универсальные этические и поведенческие нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования «мицвот», возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в «мицвот», становится одним из императивов иудаистской догматики. Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в И. относительно позднее происхождение, восходящее к эсхатологическим течениям в И. грани эр. Мистические направления в И. принимают понятие метемпсихоза, то есть круговорота переселения душ.

Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврей-ский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются И. как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения «мицвот» и как бремя избранничества. Избавление от этого должно прийти вследствие осво-бождения, которое принесёт царь-избавитель «машиах» (дословно, «помазанник», мессия). Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства Божия, воскрешение мёртвых, появление «небесного Иерусалима» и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру.

Концепция Сиона и Иерусалима, как утраченной славы и родины, имеет в И. не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион («алия»), воплощённая в ежедневной молитве и пасхальном пожелании «в следующем году в Иерусалиме», стала идеологической основой сионизма. Еврейский календарь лунно-солнечный, с 19-летним циклом, внутри которого 12 лет, состоящих из 12 месяцев, и 7 високосных из 13 месяцев. Главным праздником, стоящим обособленно от прочих, считается шаббат (суббота), день отдыха, наступление которого отмечается праздничной трапезой и специальным ритуалом после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В субботу возбраняется всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Наиболее важными после субботы праздниками являются йом-киппур, или йом- 'акиппурим (судный день), сопровождающийся строгим постом, особой литургией и покаянными обрядами, и рош-'аша- на (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. К наиболее значимым праздникам принадлежат и так называемые «три праздника паломничества» в память о совершавшемся когда-то в эти дни обязательном восхождении в Иерусалим. Первый из них пейсах (Пасха), начало которого приходится на 14 число весеннего месяца нисана. Пасхальный ритуал («седер пейсах» - пасхальный порядок) посвящён памяти об исходе из Египта, об-ретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого «снопа». Жатва его наступает через 50 дней на праздник шавуот (пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник суккот (кущи) отмечается в месяц тишрей, посвящён памяти 40-летнего скитания в пустыне и осеннему урожаю. На суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Популярны также зимний праздник ханука (25 кислева) и весенний - пурим (14адара). В числе обрядов жизненного цикла характерно обрезание мальчиков, совершаемое на 8- й день после рождения.
Центром религиозной и общественной жизни является синагога. Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы, поме-щаемого в обращённой к Иерусалиму стене. В ортодоксаль-ных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или высотой. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений - «мик- ва». Священство существовало только в храмовом И., где выделялись две категории священнослужителей - «ко'аним» (жрецы) и «левиим» (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты, например ко'аним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. п. Центральной фигурой в рав- винистическом И. является раввин («рав»), в сефардских общинах «хахам» - дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины (ке'илла), входить в религиозный суд, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном И. раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и кантор- ский (кантор - руководитель литургии) статус также за женщинами. Традиционно ке'илла была единственной формой организации иудаистской общины. Только в новое время стали предприниматься попытки, нередко под давлением со стороны властей, создания более широких форм объединений. Последователем И. в соответствии с галахой считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий И. в соответствии с религиозным правом. Адепты И. расселены по всему миру. Почти все они - евреи по своей этнической принадлежности. Активный прозелитизм и мис-сионерство не практикуются в И., но вступление иноверцев в иудаистскую общину («гиюр») допускается, хотя и затруднено. Прозелиты («геры»), прошедшие ритуал обращения, становятся евреями и запрещается напоминать им о нееврейском происхождении. Тем не менее, существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени свою отличность от евреев. Это относится к караимам и са-маритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония), США и других странах. В России живут иу- действующие сектанты, известные как субботники и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией. Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей И.. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозную принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности, в СССР и возникших на его месте странах, - только национальную принадлежность. Общее количество евреев в мире на 1996 оценивалось в 13 (по другим данным - 14) млн. человек. Из них 5,8 млн. человек живут в США, 4,6 млн. человек в Израиле и 1,3 млн. человек в бывшем Советском Союзе. Общины более 100 тыс. человек существуют, помимо США и Израиля, в следующих странах (по мере убывания): Россия, Франция, Украина, Канада, Великобритания, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Австралия, Венгрия. По имеющимся социо-логическим опросам в России не более 6% евреев считают себя верующими, однако число сочувствующих и формальных приверженцев И. выше. В США, поданным проведённого в 1990 социологического обследования, И. следуют 2/3 всех живущих в этой стране евреев. Организованные об-щины последователей И. существуют в более чем 80 странах мира.

КАБ-КАЗ

<< | >>
Источник: А.Б. БАРИХИН. БОЛЬШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 2010

Еще по теме ИУДАИЗМ - древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры:

  1. Культура и религия арабо-мусульманских стран
  2. КУРИЯ - 1) объединение мужчин-воинов в Древнем Риме, одно из древнейших подразделений римского народа.
  3. РАЗВИТИЕ МОНОТЕИСТИЧЕСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА
  4. ИУДАИЗМ
  5. ИУДАИЗМ
  6. РЕЛИГИЯ
  7. ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.
  8. Тема 12. Философия религии
  9. Моральность и религия в Утопии.
  10. Религия, теология и философия