<<
>>

29. Марксистские, социалистические и анархистские идеи в начале ХХ в

Специфика марксистского подхода к изучению государства и права – анализ явлений политической и правовой жизни в первую очередь как органических составных частей (моментов) классовой общественно – исторической формации, отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиозного, психологического, этнического и тому подобного порядка.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества.

Уподобление государства и права надстройке – исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на реальный базис и в своем бытие зависят от него.

Марксистский взгляд на классовый характер государства и права производен от историко-материалистического понимания.

Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости, в котором заключено два рода свойств:

1.

Абстрактные, общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право (обусловленность факта существования политической и юридической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы государства и права процессами взаимодействия классов, зависимость направлений и методов деятельности аппарата государства, способов реализации права от соотношения классовых сил).

2.

Свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации (тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей, принципы построения, комплектования и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества).

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки как сложного социального качества Маркс и Энгельс ввели различение организационно-институциональных аспектов надстройки и направленности ее практического действия. Вводя различение подобного плана, Маркс и Энгельс исходили из того, что множество институтов государства и права благодаря своим структурным и общефункциональным характеристикам может служить не одному только, а нескольким разным классам общества, может быть проводником политики различных классов.

Помимо карательно-репрессивной функции государства Маркс и Энгельс выявили и иные социальные свойства, иные способы жизнедеятельности.

Маркс и Энгельс показали, что публичная власть есть функция управления обществом.

Она реализует сознательно осуществляемое централизованное согласование индивидуальных поведений и придает всей этой бесконечной массе действий ориентацию, целесообразную для данной социальной системы.

Перемены, которые предстоят публичной власти, Маркс прямо ставит в зависимость от развития коммунистической формации в целом.

В исторической эпохи, которую откроет акт ниспровержения классового господства буржуазии, Маркс различает три периода:

• переход от капитализма к первой ступени коммунистического общества – социализму;

• первую (низшую) фазу коммунистического общества;

• высшую фазу коммунизма.

В политическом плане переход от капитализма к социализму специфичен тем, что государство данного периода должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обусловливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, строительством социалистического общества.

<< | >>
Источник: Ольга Леонидовна Шумаева. История правовых и политических учений. Шпаргалка. 2010

Еще по теме 29. Марксистские, социалистические и анархистские идеи в начале ХХ в:

  1. Проблема науки и философии в «Началах» Ньютона и его методологические идеи
  2. 1.3. Социалистические теории
  3. 10.1. Специфика социалистических аграрных отношений
  4. 4. Марксистская концепция общественного развития
  5. Глава XI. Марксистская философия в России и СССР
  6. 25. Социалистические, коммунистические и социал-демократические концепции государства и права XIX в
  7. 2. Марксистский анализ социально-классовой структуры общества
  8. В марксистской историографии XVI —XVII века европейской истории…
  9. 21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин).
  10. В начале было слово...
  11. 2. В начале славных дел.
  12. Если вы колеблетесь — вернитесь к началу