<<
>>

31. Неокантианское учение о праве Р. Штаммлера

Традиционные для немецкой политико-юридической мысли усилия построить научное знание о праве, опираясь на философию, предпринял Р. Штаммлер (1856–1938 гг.), основными произведениями которого являются «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции».

Философская почва представления Штаммлера о праве – неокантианство в том варианте, который был развит Марбургской школой (Г.

Коген, П. Наторп). Приверженцы этого направления полагали, что предмет познания тождественен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупность чисто понятийных понятий. Цель философствования – творческая работа по созиданию интеллектуальных объектов всякого рода и вместе с тем рефлексия, анализ такой работы. Юриспруденция – математика общественных наук, этика есть логика последних.

Штаммлер подверг критике материалистическую концепцию истории, социальный материализм (то есть марксизм). Он отвергает марксистский тезис о первичности экономики, хозяйственной жизни и вторичного права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике.

Право выступает первоосновой и предпосылкой государства.

Нельзя сформулировать понятие государства, не предпослав понятие права. Можно дать определение правового строя без всякого отношения к государственной организации, но нельзя говорить о государственной власти, не предпосылая юридических норм.

Право – специфический комплекс нормативных предписаний, особый внешний регулятор совокупной социальной деятельности. Оно постольку играет определяющую роль, поскольку без него не может иметь место сама эта социальная деятельность индивидов.

Право неразрывно связано с «социальным хозяйством». Право не существует само для себя, так как каждое из его положений неизменно направлено уже на определенный способ совокупного действия. В свою очередь «социальное хозяйство» не представляет собой «самостоятельно и отдельно существующей вещи, на которую правовое регулирование должно воздействовать по времени позднее».

Критика марксисткой доктрины сводится к двум аспектам:

1.

В марксизме отсутствует критическое рассмотрение и доказательное, развернутое объяснение используемых ключевых понятий: общество, экономические феномены, общественный способ производства и т. д.

2. Марксизм не раскрывает, какую степень необходимости он признает за грядущими преобразованиями права, простое же прозрение в ожидаемый ход развития не может заменить систему научных аргументов.

В вопросе соотношения государства и права Штаммлер убежден в том, что право есть категория силы и что вне государства, помимо государственного принуждения нет права как такового. Юридические нормы возникают, устанавливаются и начинают действовать независимо от государственной организации: «Нельзя одобрить воззрения, что право есть социальное правило, за которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактической силы неправильно. Не всякое социальное предписание власти имеет юридический характер, а только часть из них».

Виды права:

• справедливое;

• несправедливое.

Самому праву по его сути внутренне свойственно воление достигать объективно справедливого упорядочения социальной жизни, ему внутренне свойственно движение к социальному идеалу. Но оно никогда не останавливается окончательно в каком – то одном историческом пункте. Постоянно происходит изменение содержания, прежде считавшегося материально справедливым, «и человечеству суждено всегда вынашивать все лучшее понимание того, что является справедливым по определенным вопросам».

<< | >>
Источник: Ольга Леонидовна Шумаева. История правовых и политических учений. Шпаргалка. 2010

Еще по теме 31. Неокантианское учение о праве Р. Штаммлера:

  1. 33. Учение Холмса о праве
  2. 38. ВЫБОР ПРАВА СТОРОНАМИ ДОГОВОРА. АВТОНОМИЯ ВОЛИ, ПРЕДЕЛЫ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ И ПРАВЕ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
  3. Учение о бытии
  4. УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА
  5. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  6. § 1. Учение о свободе
  7. Учение о гомеомериях
  8. Учение о движении
  9. УЧЕНИЕ ОБ АТОМАХ
  10. УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»
  11. ТЕОРИЯ «ИДЕЙ», КОСМОЛОГИЯ И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ
  12. Учение о знании
  13. УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ
  14. 61. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО
  15. Учение о человеке и культуре