<<
>>

Особенности конституционных монархий Бахрейна и Кувейта

В конституционных монархиях на Бахрейне и в Кувейте процесс разложения традиционных общественных и политических систем пошел значительно дальше по сравнению с другими государствами Аравийского полуострова.

После провозглашения независимости государственное развитие Кувейта и Бахрейна пошло по пути заимствования принципов разделения властней и парламентской демократии.

Было введено ограниченное избирательное право. По форме правления эти государства вошли в разряд конституционных монархий, в которых племенные структуры и методы осуществления власти сочетались с зачатками государственных установлений, во многом скопированных с конституций западных государств и Всеобщей декларации прав человека.

Государственное развитие Бахрейна пошло по пути оформления монархии конституционного типа со значительными ограничениями юридических полномочий исполнительной власти в пользу института парламентского представительства. Первые выборы во. временное Учредительное собрание Бахрейна прошли в декабре 1972 г., а первая Конституция вступила в силу в мае 1973 г.

Законодательная власть, согласно Конституции, принадлежит Эмиру и Национальному собранию, исполнительная власть осуществляется Советом министров.

Однако парламентская демократия в условиях правления династического семейства Аль Халифа просуществовала в этой стране менее двух лет. Даже при сохранении всей полноты власти в руках Эмира само наличие парламента, имеющего право вмешиваться в политическую жизнь страны, представлялось опасным для правящей династии. В августе 1975 г. Эмир распустил парламент без указания конкретных сроков возобновления его деятельности; действие Конституции было приостановлено.

Осуществлять всю государственную власть практически продолжал правящий клан, ибо династия сделала ставку на консервативный традиционализм в политике, допуская лишь техническую и ограниченную экономическую модернизацию.

Тем не менее социально-политическое течение в пользу более гибких форм и методов правления продолжало крепнуть в бахрейнском обществе в последующий период.

В 1992 г. Эмир объявил о создании Консультативного совета (Маджлис аш-Шура), совещательного органа численностью 30 человек, в функции которого входит выработка рекомендаций Совету министров по проектам законов и различным аспектам социально-экономической политики страны до того, как они передаются на утверждение Эмиру. Его состав определяет Эмир. Позже число членов Совета было увеличено с 30 до 40, а также несколько расширены его полномочия. Теперь Маджлис аш-Шура не только может обсуждать те проблемы, которые ставит перед ним правительство, но имеет право запрашивать Совет министров по тем или иным вопросам. Тем не менее рекомендации Консультативного совета не носят обязательного характера и этот невыборный орган не обладает властными полномочиями и не имеет конституционной основы.

После роспуска в 1975 г. Национального собрания правящее семейство Аль Халифа фактически установило диктаторский режим, проводящий по отношению к населению политику террора. Какая-либо форма контроля за деятельностью Эмира и правительства, власть которых опирается на армию и службу безопасности, отсутствует. Деятельность всех политических партий и организаций запрещена. Сохранившиеся профессиональные общества и общественно-спортивные клубы не имеют права заниматься политической деятельностью.

В Конституции Бахрейна декларируется, что "ни одно лицо не может быть арестовано, задержано, заключено под стражу, подвергнуто обыску или изгнано... кроме как в соответствии с по-ложениями законодательства и под контролем судебных властей". На практике, однако, в случаях, касающихся ареста, содержания под стражей или высылки из страны, нормы Конституции подменяются действием Государственного акта о безопасности 1974 г. Согласно этому документу любое лицо может содержаться под стражей вплоть до трех лет без суда за участие в деятельности или за выступление с заявлениями, которые рассматриваются властями как угроза национальной гармонии и безопасности.

Несмотря на то, что Конституция предоставляет право "на выражение и распространение мнений", в действительности бах- рейнцы не свободны в выражении оппозиции к правительству в публичных выступлениях и в печати.

Критика в СМИ членов пра-вящего семейства и его политики строго запрещена, то же самое касается и свободы собраний. В стране не разрешается проводить политические демонстрации и митинги. Любые несанкционированные собрания с участием более пяти человек запрещены Государственным актом о безопасности. Служба безопасности Бахрейна контролирует даже религиозные сборы, которые могут принять политическую направленность, и часто их запрещает.

В Кувейте действовали факторы, смягчающие социально- политическую напряженность: исключительно высокий доход на душу населения (в 1990 г. размер ВВП на душу населения составил 14610 долларов США) и, соответственно, значительно более высокий, чем в других арабских (и даже европейских) странах, жизнен чый уровень. Именно это облегчило эволюцию политики правящей династии в духе либеральной "модернизации" в той мере, в какой она вообще была возможна в аравийской монархии и в какой она отвечала общим интересам феодально-родовой аристократии, крупных предпринимателей и купцов, верхушки бюрократии.

Согласно Конституции 1962 г. законодательная власть в Кувейте принадлежит Эмиру и Национальному собранию. Исполнительная власть — Эмиру и Совету министров. Со времени принятия Конституции главой правительства назначается наследный принц.

Однопалатное Национальное собрание по Конституции состоит из 75 депутатов (50 членов, избираемых прямым тайным голосованием сроком на 4 года, и 25 — назначаемых Эмиром). Избирательным правом пользуются только грамотные, урожденные кувейтцы мужского пола.

Кувейтская Конституция законодательно закрепила свободу слова, избирательное право, тайное голосование на выборах — все то, что в районе Персидского залива воспринималось в тот период (и воспринимается до сих пор) как революционные преобразования. В условиях Кувейта, где политические партии запрещены, интересы различных социальных групп и слоев выражают и отстаивают общественно-политические организации, ко- торым принадлежит важная роль в социально-политической жизни страны.

В 1962 г.

был принят Закон "Об организациях и клубах общественной пользы", который затем не подвергался никаким изменениям. Любое объединение, будь то общественное, просветительское, религиозное и даже спортивное, создается в соответствии с положениями данного законодательного акта. В число "организа-ций и клубов общественной пользы" были включены и союзы профессионального типа, такие, как ассоциации юристов, экономистов, журналистов, учителей. Их деятельность способствует формированию новых политических взглядов, разработке идей, касающихся основных проблем будущего развития эмирата. Искусственно объединяя в одном ряду профессиональные союзы, чисто просветительские и общественно-политические организации, кувейтские власти стремились ограничить сферу их деятельности. Правящие круги страны рассматривали эти общества как своеобразные просветительские кружки, задача которых состоит в пропаганде новых идей, которые должны, однако, гармонически сочетаться с традиционными устоями общества. Они действуют под контролем правительства, выделяющего дотации на их содержание и имеющего, таким образом, возможность оказывать на эти организации прямое давление. Закон 1962 г. запрещает "орга-низациям и клубам общественной пользы" вмешиваться в полити-ческую жизнь, разжигать религиозную вражду, общинные и клас-совые разногласия.

В соответствии с Конституцией в январе 1963 г. были впервые проведены выборы в Национальное собрание Кувейта. Эти выборы трудно назвать всеобщими: из 330 тысяч жителей право голоса было предоставлено не более чем 40 тысячам, а реально участвовало в выборах всего 11 тыс. избирателей. Однако между этим составом парламента, избранным узкой коллегией с преобладанием сторонников династии, и правительством, на 2/3 образованным из родственников Эмира, не прекращались конфликты по вопросам внутренней и внешней политики. Всякое выступление оппозиции в парламенте, грозившее недоверием правительству, вынуждало Эмира к маневру, реорганизации Кабинета и прочим мерам ослабления критики, подрывавшей традиционный авторитет правящего семейства.

В 1976 и 1986 гг. Эмир своим декретом распускал парламент, который был затем восстановлен только в 1992 г. В 1996 г. в Кувейте состоялись новые (восьмые по счету) парламентские выборы, однако они не повлекли за собой серьезных изменений в системе власти и в характере политических отношений в обществе, в котором ведущая роль отводится традиционным структурам.

Таким образом, хотя в конституционных монархиях арабских стран есть конституции, их действие часто приостанавливается; они устанавливают, что вся власть (законодательная, исполнительная, судебная) исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. Парламенты этих стран не ограничивают власть монарха, их решения носят совещательный характер и нуждаются в одобрении монарха. В условиях строгого запрета на деятельность любых политических партий и общественных организаций, функционирование арабских монархий осуществляется, в основном, путем сосредоточения всей полноты принятия государственных решений в рамках семейных советов при поддержке традиционных элит. На вершине правящей иерархии стоят наследственные династии правителей, которые непомерно разрослись и образовали устойчивые и разветвленные семейные кланы, прямо или косвенно контролирующие практически все сферы жизни государства. Поэтому данные государства фактически представляют собой абсолютные монархии.

<< | >>
Источник: М. В. Баглая. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. 2004

Еще по теме Особенности конституционных монархий Бахрейна и Кувейта:

  1. 36. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности
  2. 3. НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
  3. 5. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И виды.
  4. Монархия и ее разновидности
  5. Глава государства — монарх
  6. Дуалистические монархии. Иордания
  7. § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
  8. 27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты
  9. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. 44. Православие, самодержавие, народность: официальная доктрина монархии в России
  11. 39. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
  12. Глава 3. Общие правила конституционного судопроизводства в Конституционном Суде РФ
  13. 15. ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ.РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА 1 КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
  14. Конституционно-правовые отношения и субъекты конституционного права
  15. 29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
  16. Раздел I. Основы теории конституционного праваГлава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права
  17. Раздел III. Основы конституционного строяГлава 6. Гуманистические основы конституционного строя
  18. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 6 И 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАН В.И. ЛАКЕЕВА, В.Г. СОЛОВЬЕВА И В.Д. УЛАСА