<<
>>

§ 1. Политические партии

Индия принадлежит к числу стран с самым большим количе-ством политических партий, а ее партийная система по своей структуре и функциям является наиболее развитой и дифференцированной по 2сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки2.

"При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сл3ожной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран" . Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие, как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков местных партий в штатах и союзных территориях приводит к необходимо- сти исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном уровне и уровне штатов. Так, во всеобщих выборах участвует около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских.

С момента обретения независимости до середины 60-х годов в индийской партийно-политической системе Индийский национальный конгресс (ИНК) был единственной партией, способной осуществлять всю полноту государственной власти.

С появлением партии Сватантра возникли предпосылки к превращению партий-ной системы в двухпартийную, хотя она оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийное - ти отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ЦП) впервые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.

С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х годов сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе стабильное большинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство.

Таким образом, в стране сложилась ситуация, при которой крупная (ДП или ИНК) всеиндийская партия может сформировать правительство, лишь создав коалицию с рядом региональных партий.

Многие индийские политологи считают, что Индия вступила в эру нестабильных коалиционных правительств. По нашему мнению, партийная система, сложившаяся в современной Индии, не вполне соответствует традиционному для стран Запада понятию двух- или многопартийности. Учитывая особую роль региональных партий, партий отдельных штатов и специфические традиции индийской политической жизни, партийную систему Индии мож-но назвать "полиблоковой", поскольку она представляет собой борьбу постоянно меняющихся коалиций, состоящих из общенациональных (всеиндийских) партий, не способных самостоятельно сформировать правительство, с региональными партиями в различных комбинациях.

Индийский национальный конгресс (Индиры) [ИНК (И)] является одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. оставшаяся верной Индире Ганди часть ИНК, продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания в 1885 г. либеральными деятелями и пред-ставителями национальной интеллигенции и до обретения Индией независимости ИНК отражал интересы весьма широких слоев индийского общества и был похож скорее на национальное движение, чем на политическую партию.

До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК бессменно оставался пра- вящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.

Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной соб-ственности и развитии государственного сектора. Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, про- -тив религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолжения либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы между народами.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 года коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий.

Это правая коммуналистская, т. е. построенная на религиозно-общинной основе, партия, возникшая на базе сторонников бывшей религиозно-шовинистической партии Бхара- тия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы среднего класса, а также мелких предпринимателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либерализацию экономики с предоставлением государственной поддержки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку государственного устройства по этническому и лингвистическому признакам, реформу системы выборов, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию безработицы, улучшение положения женщин и детей, ликвидацию неграмотности.

Во внутренней политике партия гарантирует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность.

Партия выражает готовность продолжать работу по созданию оружия массового уничтожения, способного гарантировать независимость страны.

Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде крайне правой партии.

Партия Джаната дал является центристской и во многом сходной с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия выступает с критикой правительства по таким вопросам внутренней политики, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание дол- гов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демок-ратизацию внутренней жизни страны. Подчеркивается стремление к единству, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) — [ИНК (с)] вышел из ИНК в 1987 г.

в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре незначительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в результате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использует социал-демократическую фразеологию, акцентирует внимание на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около десяти партий, называющих себя коммунистическими, и является крайне разобщенным. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном ортодоксальную, позицию. КПИ руководит массовыми организациями, объединяющими около 6 млн. человек, борется за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и других проблем.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) [КПИ (м)] образовалась в 1984 г. в результате раскола коммунистического движения и в первые годы во многом была солидарна с линией руководства компартий Китая того времени. К началу 80-х годов партия отказалась от поддержки левого экстремизма и заняла более реалистические позиции. Особенно сильны позиции КПИ (м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.

В политической системе Индии весьма широко представлены организации экономической элиты, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийских торгово- промышленных палат (ФИТПП), в рамках которой вопросами труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая важная организация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промышленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют ассоциации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс.

членов. В последние годы деятельность этой организации несколько расшири-лась.

Основными и наиболее массовыми организациями трудящихся в политической системе Индии являются профессиональные союзы. За годы независимости численность профсоюзов в стране выросла в несколько раз и достигла, по официальным данным, 5,4 млн. человек, а по сведениям профсоюзов —12,5—13 млн. членов. Число зарегистрированных профсоюзов составляет около 36 тыс. При этом отраслевых профсоюзов в Индии почти нет. Обычно создаются профорганизации на уровне фабрик. Такое раздробление сил рабочих и служащих ослабляет их единство. Членами профсоюзов в Индии являются не более 1/4 или 1/3 трудящихся.

В настоящее время в Индии имеются пять национальных проф- центров, два из которых наиболее важны. Индийский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве "демократического социализма" в Индии, держит курс на мирное сотрудничество труда и капитала, основанное на идеологии "ненасилия", выступает с общедемократическими лозунгами. В нем состоит около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсоюзов (ВИКП) объединяет свыше 3,5 млн. членов. ВИКП ставит своей целью ограничение деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов на трудящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов, активно борется за мир. Большое влияние на ВИКП имеет Коммунистическая партия Индии .

Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельского хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих, в которых также большим авторитетом пользуется КПИ.

Большую роль в Индии играет религия. Различные религиозные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны исповедует индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди наиболее распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане — 2,6%, сикхи — 1,9%, буддисты — 0,7%, джайны — 0,5%, парсы, евреи и др. — 0,3%.

<< | >>
Источник: М. В. Баглая. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. 2004

Еще по теме § 1. Политические партии:

  1. 30. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РОССИИ
  2. § 3. Политические партии
  3. Глава 6. Политические партии и партийные системы
  4. § 3. Политические партии и партийная система
  5. § 3. Политические партии и партийная система
  6. § 2. Политические партии и общественные ("народные") организации
  7. Из проекта программы политической партии «ВОЛЯ»
  8. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 АВГУСТА 1991 Г. N 79 "О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РСФСР", ОТ 25 АВГУСТА 1991 Г. N 90 "ОБ ИМУЩЕСТВЕ КПСС И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РСФСР" И ОТ 6 НОЯБРЯ 1991 Г. N 169 "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПСС И КП РСФСР", А ТАКЖЕ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ КПСС И КП РСФС
  9. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ КОПТЕВСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА МОСКВЫ, ЖАЛОБАМИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ПРАВОСЛАВНАЯ ПАРТИЯ РОССИИ" И ГРАЖДАН И.В. АРТЕМОВА И Д.А. САВИНА
  10. § 5. Партии и внешнеполитический механизм
  11. Идея партии «ВОЛЯ
  12. 14.4. Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии
  13. Политическая власть
  14. 44. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
  15. 13. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ
  16. Политическое сознание
  17. Политические права и свободы
  18. Историческое развитие политических партий
  19. Политические права, свободы и обязанности
  20. Политическое сознание