<<
>>

45. Политико-правовые идеи западников

К западникам относятся: П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др.

Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.

Чаадаев в вопросе о сближении России и Запада видел не механическое заимствование западноевропейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновления православия.

Это обновление Чаадаев видел не в подчинении православия католицизму, а именно в обновлении, освобождении от застывших догм и придании религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым.

Цивилизационный процесс развития народов заключается именно в постепенном отрешении от случайности и ограниченности национального, для вступления в область существенности и всеобщности – общечеловеческого.

Западник-радикал В.

Г. Белинский (1811–1848 гг.) – его персонализм был неразрывно связан с его увлечением социалистическими идеалами. Идеал общественного строя, основанного «на правде и доблести», должен быть воплощен в реальность, прежде всего во имя суверенных прав личности, ее свободы от любых форм социального и политического гнета. Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к столь увлекавшему его в молодые годы философскому идеализму. Религиозные же убеждения молодости уступали настроениям явно атеистического толка. Исключительный по своему напряжению пафос революционного утопизма пронизывает все творчество Бакунина. «Радость разрушения есть в то же время творческая радость», – утверждал он. И это одно из многих его утверждений подобного рода.
«Светлое будущее», ради которого Бакунин-революционер был готов жертвовать своей и чужой жизнью, предстает в его описании в виде некой грандиозной утопии, не лишенной религиозных черт: «Мы накануне великого всемирного исторического переворота... он будет носить не политический, а принципиальный, религиозный характер...».

Александр Иванович Герцен (1812–1870 гг.), как и большинство российских западников-радикалов, прошел в своем духовном развитии через период глубокого увлечения гегельянством.

В цикле статей «Дилетантизм в науке» (1842–1843 гг.) Герцен обосновывал и интерпретировал гегелевскую диалектику как инструмент познания и революционного преобразования мира («алгебра революции»). Будущее развитие человечества, по убеждению автора, должно привести к революционному «снятию» антагонистических противоречий в обществе. На смену оторванным от реальной жизни научным и философским теориям придет научно-философское знание, неразрывно связанное с действительностью.

«Новым заветом» противников западничества стала книга Н. Данилевского«Россия и Европа».

Западничество влечет за собой:

1) искажение народного быта и замена формы его формами чужими, иностранными,... которые, начавшись с внешности, не могли не проникнуть в самый внутренний строй понятий высших слоев общества и не проникать все глубже;

2) заимствование разных иностранных учреждений и пересадка их на русскую почву – с мыслию, что хорошее в одном месте должно быть и везде хорошо;

3) взгляд как на внутренние, так и на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной европейской точки зрения, рассмотрение их в европейские очки... причем самого блистательного света, является совершенным мраком и темнотою».

<< | >>
Источник: Ольга Леонидовна Шумаева. История правовых и политических учений. Шпаргалка. 2010

Еще по теме 45. Политико-правовые идеи западников:

  1. 46. Политико-правовые идеи славянофилов
  2. 55. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
  3. 10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)
  4. ЗАПАДНИКИ
  5. 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
  6. 4. Славянофилы и западники
  7. 26. Политико-правовое учение К. Маркса
  8. 20. Политико-правовые учения якобинцев
  9. 9. Политико-правовые учения Древнего Китая
  10. 12. Политико-правовые теории Древнего Рима
  11. 54. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева
  12. 8. Политико-правовые учения Древней Индии
  13. 23. Политико-правовая теория И. Г. Фихте
  14. 6. Становление и развитие политико-правовой идеологии
  15. 41. Политико-правовой проект М. М. Сперанского
  16. § 1. Денежно-кредитная политика государства и ее правовое регулирование
  17. 37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси
  18. 15. Возрождение, Реформация и политико-правовые идеалы гуманизма
  19. 32. Политико-правовые учения США периода Войны за независимость