<<
>>

54. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева

В. С. Соловьев (1853–1900 гг.), основным трудом является диссертация «Кризис в западной философии. Против позитивизма».

В обсуждении проблем организованной теократии («богочеловеческого теократического государства») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры:

1) священники (часть божия);

2) князья и начальники (часть активно-человеческая);

3) народ земли (часть пассивно-человеческая).

Политические организации в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм.

Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ – «и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которым мы идем».

Здесь особое значение имеет христианское государство и христианская политика.

«Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу».

Существует нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает каждое государство, христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

Правило истинного прогресса – состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и как можно полнее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей.

Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания.

Для правопонимания Соловьева помимо общего уважительного отношения к идее права характерно стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов.

Право – является «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным».

Естественное право для Соловьева не есть некое обособленное право, предшествующее исторически праву положительному. Естественное право у Соловьева, как и у Конта, есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии.

Естественное право олицетворяет «рациональную сущность права», а право положительное воплощает историческую явленность права.

Последнее является правовым, реализованным в зависимости от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий.

Естественное право сводится к двум факторам – свободе и равенству, то есть оно и являет алгебраическую формулу всякого права, его рациональную (разумную сущность).

Свобода есть необходимый субстрат, а равенство – его необходимая формула. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная только (не сумма отдельных целей). Общая цель по существу своему соединяет всех и каждого. Соединение всех и каждого происходит при этом благодаря солидарным действиям в достижении общей цели. Право стремиться осуществить справедливость, но стремление это лишь общая тенденция, «логос» и смысл права.

Право положительное воплощает и реализует в конкретные форму общие тенденции. Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывают государство и церковь.

<< | >>
Источник: Ольга Леонидовна Шумаева. История правовых и политических учений. Шпаргалка. 2010

Еще по теме 54. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева:

  1. 50. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины 20 века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин
  2. 10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)
  3. Глава 16. ВЗГЛЯДЫ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ И ПОЛИТИКУ
  4. 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
  5. Соловьева О.В.. МСФО и ГААП: учет и отчетность, 2004
  6. 20. Политико-правовые учения якобинцев
  7. 23. Политико-правовая теория И. Г. Фихте
  8. 9. Политико-правовые учения Древнего Китая
  9. 26. Политико-правовое учение К. Маркса
  10. 12. Политико-правовые теории Древнего Рима
  11. 8. Политико-правовые учения Древней Индии
  12. 45. Политико-правовые идеи западников
  13. 6. Становление и развитие политико-правовой идеологии
  14. 55. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма
  15. 41. Политико-правовой проект М. М. Сперанского
  16. 46. Политико-правовые идеи славянофилов
  17. § 1. Денежно-кредитная политика государства и ее правовое регулирование
  18. 37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси