<<
>>

§ 3. Республиканская форма правления

Республиканская форма правления в арабском мире возникла в результате различных процессов:

в ходе колонизации (Алжир, Ливан, Сирия, Судан, Мавритания), когда власть от вождей переходила в руки генерал-губернатора (Алжир, Судан, Мавритания) или предсталяла державы-мандатарии при местных республиканских правительствах (Ливан, Сирия);

в ходе национально-освободительного движения в тех странах, где монархия была либо тесно связана и ассоциирована с иностранным господством, либо переставала отвечать внутренним потребностям общества, в том числе в ходе заво-евания политического суверенитета в борьбе против колони-заторов и опиравшихся на них султанов (Южный Йемен), вслед-ствие укрепления позиций пришедших к власти национально- освободительных сил (Тунис) или свержения королевской власти в формально независимых государствах в процессе антимонархических военных переворотов (Египет, Ирак, Се-верный Йемен, Ливия).

Социально-экономическая и политическая сущность арабских республик также неодинакова.

Средняя и крупная буржуазия и ее политические партии стоят у власти в Ливане, Египте, Тунисе, Йемене, деля руководство с земельной аристократией (Ливан, Египет) или родо-племенной знатью.
В других странах, где политическую власть завоевали революционно-демократические партии, опирающиеся преимущественно на мелкую буржуазию, после достижения независимости было официально объявлено об избрании "социалистического пути развития" (Алжир, Сирия, Ирак).

Для республиканских режимов в арабских странах нередко характерно почти полное исчезновение либерально-демократических парламентских форм в чистом виде, что свидетельствует о слабости национальной буржуазии и неспособности правящих кругов осуществлять свою власть в классическом либеральном варианте, характерном для раннего европейского капитализма.

Сложный комплекс этнических, конфессиональных, политических и иных противоречий, существующий в арабских странах, и постоянное противоборство различных социально-политических группировок, нередко носящее ожесточенный характер, не позволяют правящим группам обеспечить свои основные интересы в рамках "либеральной демократии". Там же, где формально сохранился демократический парламентский режим (например, в Ливане), он фактически не функционирует и существует скорее как традиция и чисто внешняя оболочка политической жизни, которую каждая из противоборствующих сил стремится использовать в своих интересах.

Конфессиональная система государственной власти и управления Ливана

Ливанская Конституция (действующая с 1926 г. с последующими изменениями) провозглашает Ливан парламентской республикой, где "законодательная власть осуществляется только одним собранием — Палатой депутатов", а исполнительная — пре-зидентом Республики и Советом министров. Однако фактически основная роль в государственном управлении принадлежит президенту. Глава государства назначает правительство во главе с премьер-министром, которое формально ответственно перед парламентом и вынуждено в случае вынесения ему последним вотума недоверия уйти в отставку. Президент может по "мотивированному декрету с одобрения Совета министров распускать Палату депутатов до окончания срока ее полномочий". Этим правом неоднократно пользовались президенты Ливана. Президент избирается сроком на 6 лет, а парламент — лишь на 4 года. Фактическое бессилие парламента, раздробленного на множество фракций, групп и кланов, лишь увеличивает значение президента, которому (вместе с правительством) на деле принадлежит и часть законодательной власти из-за получившей распространение в стране практики "правительственного законодательства" путем издания "законов- декретов". Это во многом сводит функции парламента только к оформлению законодательной деятельности правительства.

Правительство Ливана, согласно Конституции, обладает зна-чительными полномочиями, однако может активно решать госу-дарственные дела лишь с согласия президента.

Осуществление права законодательной инициативы, внесение правительством законопроектов в парламент также согласуется с президентом. Обычно сам президент председательствует на заседаниях правительства, в особенности при обсуждении наиболее важных вопросов.

Действие государственного механизма Ливана усложняется существующей в этой стране конфессиональной системой, свя- занной с необычайно пестрым религиозным составом населения (в Ливане насчитывается 17 основных религиозных общин). До сих пор Ливан является классическим образцом сохранения конфессиональной системы. Общие принципы построения государственной системы Ливана были сформулированы еще в период французского мандата.

Конфессиональный принцип закреплен как в ливанской Кон-ституции 1926 г., так и в Национальном пакте 1943 г. (устном "джентльменском соглашении" между первым Президентом Республики Бишаром аль-Хури, христианином-маронитом по вероисповеданию, и ее первым премьер-министром Риядом Сольхом, мусульманином-суннитом). Статья 95 ливанского Основного закона указывает, что "во имя справедливости и согласия общины будут справедливо представлены в административном аппарате". Согласно этому была утверждена определенная пропорция представительства в государственном аппарате от различных религиозных общин. Наиболее важный пост — пост президента, обладающего широкими конституционными полномочиями, — отдавался крупной христианской общине — маронитам, пост премьер-министра — суннитам, председателя парламента — шиитам, посты замести-теля премьер-министра и председателя парламента — православным. Соответствующее соотношение было установлено для представительства религиозных общин в парламенте, правительстве, министерствах и ведомствах.

На принципах конфессионализма строится избирательная система и внутренняя структура парламента, который избирается по принципу представительства от религиозных общин и где соотношение христиан и мусульман должно составлять 6:5. Состав парламента неоднократно обновлялся, но в нем обязательно присутствовало 30 маронитов, 11 православных, 6 греко-католи- ков, 4 армяно-григориан, 1 армяно-католик, 1 протестант и 1 пред-ставитель иных меньшинств, т.

е. всего 54 христианина и 45 му-сульман — 20 суннитов, 19 шиитов и 6 друзов.

Ливанские правительства обычно состоят из 14 министров. В таком кабинете обычно 3 суннита, 3 маронита, 2 православных, 2 католика, 2 шиита, 2 друза. С точки зрения регионального представительства кабинет выглядит следующим образом: 3 министра от Северного Ливана, 4 — от Горного Ливана, 2 — от Бекаа, 3 — от Бейрута и 2 — от Южного Ливана.

В стране действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Особенностью ливанской системы, отличающей ее от других подобных систем, является то, что она призвана обеспечить представительство не только по территориальному, но и по религиозному принципу.

Конфессиональное государственное устройство тесно связано и глубоко переплетено с партийной системой Ливана. Основные политические партии (за исключением коммунистической) являются как бы продолжением конфессионализма, его реализа- цией в политической форме. В настоящее время в Ливане сложи-лись два основных блока политических сил — христианский и му-сульманский.

Одной из старейших политических партий Ливана является единая Коммунистическая партия Сирии и Ливана, созданная в 1924 г. и существующая как самостоятельная ливанская партия с 1958 г.

Наиболее влиятельной среди мусульманских организаций является Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП). Она опирается прежде всего на общину друзов (арабы, приверженцы одной из мусульманских шиитских сект). Партия активно призывает к единству арабских стран, борется против конфессионализма, за прогрессивные преобразования социально-политической жизни общества.

Другой влиятельной мусульманской партией является созданное известным шиитским лидером Мусой Садром Движение обездоленных и его военная организация Амаль (Надежда), представляющая крупнейшую из 15 религиозных общин Ливана. Руководящая роль в ней принадлежит сравнительно немногочисленной шиитской буржуазии и интеллигенции, а основу составляют представители городских низов и бедных крестьян.

У суннитов Ливана также есть своя конфессиональная политическая организация "Хизб ат-таухид" (Партия единения), но она намного слабее Амаль. Объясняется это тем, что суннитская община в Ливане в целом находится в лучшем положении по сравнению с шиитской, меньше пострадала от военных столкновений, перемещений населения и обнищания.

В Ливане действуют и давно существующие (традиционные, но маловлиятельные) партии панарабского толка — филиалы сирийской и иракской Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или "Баас"), а также ряд насеристских организаций, наиболее влиятельной из которых является Народная насе- ристская организация (ННО).

<< | >>
Источник: М. В. Баглая. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. 2004

Еще по теме § 3. Республиканская форма правления:

  1. § 6. Республиканская форма правления
  2. § 1. Форма правления в зарубежных государствах
  3. § 3. Президент и правительство. Форма правления
  4. 65. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РФ
  5. 16.1 Порядок рассмотрения и утверждения проекта республиканского бюджета
  6. 5.1 Республиканский бюджет: содержание, роль и экономическая сущность доходов и расходов
  7. § 2. Формы правления в арабских странах. Монархия
  8. СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление
  9. 4. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
  10. 1.5. Процессуальная форма
  11. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА, ГИЛЕОМОРФИЗМ