<<
>>

6. Становление и развитие политико-правовой идеологии

Существование любого общества возможно только при выполнении всеми его членами определенных правил поведения – социальных норм. При первобытно-общинном строе отношения внутри племени регулировались с помощью норм, которые одновременно являлись и обычаями и религиозными нормами, например табу (запреты) и нормами морали.

Их именуют мононормами.

Данные нормы носили общественный характер и не удовлетворяли личных интересов. Они создавались в результате наблюдения за жизнью сообщества с целью предупреждения негативных последствий чьего-либо поведения и охранялись общественным мнением.

Обычаи являлись основной нормой поведения и регулировали отношения в первобытном обществе, передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, были приурочены к определенным социальным группам. Личные интересы членов общества не принимались во внимание.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бессчетном, а также религиозными догмами.

Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения.

Обычаи, нормы морали, религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес.

Личность вне общества – ничто. Переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе.

Возникновение частной собственности, развитие товарно-денежных отношений противопоставило личные интересы коллективным, усложнило социальные связи. Потребовалась сила, которая могла бы принудить людей к выполнению их обязанностей.

Эту задачу выполнил государственный аппарат. Экономически-господствующий класс стремился к защите своих интересов, эта цель была достигнута путем создания общеобязательных правил поведения, которые охранялись принудительной силой государства, то есть правовых норм.

Мононормы распались на три группы социальных норм:

• правовые;

• религиозные;

• моральные.

От всех остальных социальных норм правовые отличаются тем, что:

1) они создаются государством или под его контролем, другие нормы создаются обществом;

2) в них выражается воля экономически господствующего класса, их цель создание баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества;

3) эти нормы имеют писанную норму.

Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Для мифов характерно тождество информативного и нормативного моментов повествования о мифических фактах.

<< | >>
Источник: Ольга Леонидовна Шумаева. История правовых и политических учений. Шпаргалка. 2010

Еще по теме 6. Становление и развитие политико-правовой идеологии:

  1. ГЛАВА XII. ФИЛОСОФИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА
  2. 1. Методологическая функция философии для идеологии и политики
  3. 10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)
  4. Глава 9. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. 2. Практические потребности - главный источник становления и развития науки
  6. 45. Культура и духовная жизнь общества. Культуракак определяющее условие становления и развития личности.
  7. 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.
  8. 23. Движение. Движение как способ существования материи.Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
  9. 11. Финансово-бюджетная политика развития промышленности
  10. 11.1 Финансово-бюджетная политика развития промышленности и ее приоритетные направления
  11. В. Развитие политики в отношении веса медных монета
  12. 40. Развитие представлений о политике и праве во второй половине XVIII в
  13. 12. Политико-правовые теории Древнего Рима
  14. 8. Политико-правовые учения Древней Индии