<<
>>

38. Учения о государстве и праве в период воцарения князей московских

В период ликвидации феодальной раздробленности центром объединения русских земель становится Московское княжество. Складывается политическая идеология централизованного государства, важное место отводится вопросу о роли Русского государства среди мировых держав и о происхождении правящей династии.

«Послание о Мономаховом венце» (XVI в.), автором которого является Спиридон-Савва.

В «Послании» говорится, что во времена Августа-кесаря было проведено разделение Вселенной, при котором земли на Висле и Немане получил родственник Августа Прус.

Его потомками якобы был Рюрик, который таким образом происходит от рода царя Августа.

На основе переработки «Послания о Мономаховом венце» создается «Сказание о князьях владимирских».

Основные положения «Сказания о князьях владимирских»:

1) подробно освещается роль московских князей, их родословная, подчеркивается неразрывность истории Киевской Руси и Московского государства. Происхождение литовских князей связывается со службой их предков не тверским.

А московским князьям;

2) подробно излагаются направления внутренней и внешней политики Московского княжества.

Теория «Москва – третий Рим» (1453 г.), основоположником является монах Филофей. Возникновение этой теории связано с завоеванием в 1453 г. Константинополя турками.

Филофей утверждает, что история человечества – история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемая богом. Первым мировым царством был Рим. Преемником Рима стала Византия со столицей в Константинополе (второй Рим). Согласившись по унию с католической церковью, Византия изменила православию и за это была наказана богом – погибла под натиском турок. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и останется им до скончания мира.

Будущность монастырского землевладения заняла центральное место между представителями двух крупных политических направлений XVI в – «нестяжателями» и иосифлянами («стяжателями»).

В нестяжательстве выделяют два течения:

1) духовное (Нил Сорский) – выступил с проповедью о том, что монахи должны вести аскетический образ жизни, отказаться от обладания имуществом, то есть от личного стяжания;

2) обличительное (В. Патрикеев) – составил новую редакцию «Кормчей книги», исключив из церковных канонов всякое упоминание о том, что монастыри могут владеть населенными землями.

Патрикеев протестовал против подчинения церкви государству, укорял стяжателей в том, что, стремясь сохранить свои земельные владения и получать новые «мирские выгоды», они заискивают перед правительственной властью.

В споре с нестяжателями иосифляне отстаивали стяжание монастырей, их отношение к личному нестяжанию было не столь последовательно. Впоследствии иосифляне стали поддерживать идею сильной царской власти.

А. М. Курбский (1528–1583 гг.) – один из наиболее ярких представителей реакционного боярства. Выступал с реакционными лозунгами в адрес царя, был сторонником ограниченной монархии.

И. С. Пересветов, основным произведением которого является «Сказание о царе Константине».

Наилучшими государством Пересветов считал неограниченное самодержавие. Царь должен решительно расправляться со всеми противниками и искоренять зло. Особое внимание уделялось вопросу «правды», осуждается дача и получение взяток и нарушение закона.

Пересветов настаивал на энергичной внешней политике. Он призывал царя покорить Казанское царство, где его привлекали богатые земельные угодья. Также рекомендуется помочь грекам и сербам освободиться о турецкого ига.

<< | >>
Источник: Ольга Леонидовна Шумаева. История правовых и политических учений. Шпаргалка. 2010

Еще по теме 38. Учения о государстве и праве в период воцарения князей московских:

  1. 38. ВЫБОР ПРАВА СТОРОНАМИ ДОГОВОРА. АВТОНОМИЯ ВОЛИ, ПРЕДЕЛЫ ЕЕ ДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ И ПРАВЕ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
  2. 32. Политико-правовые учения США периода Войны за независимость
  3. 13. Августин Блаженный о государстве и праве
  4. ГЛАВА 23. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ В ПРАВЕ РОССИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
  5. 14. Государственный строй в период образования русского централизованного государства
  6. Судебная практика и ее роль в праве иностранных государств
  7. ГЛАВА З. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВЕ РОССИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
  8. 8.3. Экономическая политика государства в переходный период
  9. 13. Общественный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Развитие процесса закрепощения крестьян
  10. 5. Правомерно ли требование сотрудника московской милиции при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или Московской области по месту жительства или по месту пребывания? Правомерно ли требование предъявить какие-либо документы, подтверждающие прибытие в Москву и убытие гражданина из Москвы в срок, не превышающий 10-дней?
  11. 22. Система жалованных грамот Великого московского князя
  12. 14. Можно ли обжаловать незаконные требования и действия московской милиции? Как это сделать?
  13. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ГРЕКОВ
  14. ЧАСТЬ IIФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ РИМЛЯН