<<
>>

13. Деловая игра «Поставщики и покупатели»


Цели игры
1. Усвоить понятие «ресурс», «продукт», «норма затрат ресурса», «оптимальный выпуск».
2. Научиться рассчитывать оптимальные запасы ресурсов и оптимальный выпуск продукта при простейшем производстве.
3.
Приобрести элементарные навыки поиска на рынке поставщиков ресурсов и покупателей продуктов, учета риска невыполнения обязательств поставщиками.
Понятия
Ресурс — товар, необходимый для производства другого товара-продукта. При разных производствах один продукт может служить как ресурсом, так и продуктом.
Норма затрат ресурса — количество ресурса, необходимое для производства одной единицы товара.
Оптимальный выпуск — объемы производства продуктов, которые при заданных запасах ресурсов обеспечивают фирме максимальную выручку.
Теория
Рассмотрим случай, когда фирма производит два продукта из двух ре-сурсов. Заданы нормы затрат ресурсов и цены продуктов. Кроме того, примем два упрощающих предложения:
а) норма затрат первого ресурса при производстве второго продукта равна нулю, т. е. первый ресурс не используется при производстве второго продукта;
б) цена 1 кг первого ресурса равна цене 1 кг второго ресурса. Поэтому доля де-нежных средств, затраченных на закупку первого ресурса, совпадает с долей этого ресурса в общем весе обоих ресурсов.
Предположим, что на создание запасов ресурсов выделена определенная сумма денег. Определим, какая их часть должна быть затрачена на закупку первого ресурса, а какая часть — на закупку второго ресурса. Запишем все рассматриваемые производственные показатели в табл. 13.1.
Таблица 13.1
Ресурсы и продукты Продукт 1 Продукт 2 Запасы Ресурс 1 a о r1 Ресурса в с r2 Цены p1 p2
Введены обозначения: а — норма затрат 1-го ресурса при производстве 1-го продукта; в — норма затрат 2-го ресурса при производ-стве 1-го продукта; с — норма затрат 2-го ресурса при производстве 2-го продукта; r1— весовая доля запасов 1-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); r2— весовая доля запасов 2-го ресурса в общем запасе ресурсов (в %); р1 — цена 1-го продукта; р2 — цена 2-го продукта.
Такая производственная ситуация относится к задачам линейного программирования, которые обычно решаются весьма непросто. Однако наши упрощающие предположения позволяют легко найти искомую структуру запасов, которая обеспечит фирме максимальную выручку. Критерий оптимальности структуры запасов основан на анализе отно-шения цены продукта и объема затраченных на него ресурсов, он ут-верждает:
а) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресурсов превосходит аналогичное отношение для второго продукта, то следует производить только первый продукт. При этом запасы ресурсов должны быть пропорциональны соответствующим нормам затрат ресурсов. Иными словами,
если p1 /(a + в) > р2 /с, то r1 = a /(a + в), r2= b /(а + b).
б) если отношение цены первого продукта к сумме норм затрат ресурсов меньше аналогичного отношения для второго продукта, то следует производить только второй продукт. При этом следует закупать только второй ресурс:
если p1 /(a + в) < р2 /с, то r1 = 0, r2 = 1 (100%).
Пример 1. Из говядины и свинины производят колбасу и ветчину.
Для изготовления 1 кг колбасы требуется 2 кг говядины и 1 кг свинины (часть мяса идет в отходы). Для изготовления 1 кг ветчины требуется 3 кг свинины. Цена колбасы равна 90 руб./кг, цена ветчины — 75 руб./кг. Поскольку 90Д2+1) больше 75/3, то для максимизации выручки надо производить только колбасу. Поскольку соотношение затрат говядины и свинины при производстве колбасы равно 2 : 1, то и соотношение запасов должно быть таким же: доля говядины — 2/3 (67%), свинины - 1/3 (33%).
Таблица 13.2
Пример: ресурсы и продукты Колбаса Ветчина Запасы Говядина 2 0 67% Свинина 1 3 33% Цена 90 75
Примечание. Предположим, что цена ветчины увеличилась до 120 руб./ кг. Поскольку 90Д1+2) меньше 120/3, теперь необходимо выпускать только ветчину, а закупать в качестве ресурса только свинину.
Предположим, что у фирмы нет собственных средств для закупки ресурсов и их закупают заинтересованные покупатели продукции фирмы. В этом случае продукт фирмы делится между покупателями пропорционально затраченным ими средствам.
Пример 2. Фирма производит колбасу. Универсам оплатил фирме закупку мяса на 120 тыс. руб., а ресторан — на сумму 40 тыс. руб. Универсам получит 75% (120/160) всего выпуска колбасы. Остальные 25% выпуска достанутся ресторану.
Правила игры
1. Каждый студент представляет фирму, которая может производить два продукта из двух ресурсов.
2. Студенту заданы нормы затрат ресурсов и розничные цены продуктов. Первый ресурс не используется при производстве второго продукта, ресурсы закупаются по оптовым ценам. Оптовые цены всех ресурсов равны между собой (эта цена в игре не используется).
3. Цель фирмы — максимизировать выручку, вычисленную в розничных ценах.
4. Для получения максимальной выручки фирме необходимо определить:
а) какой продукт производить;
б) в какой пропорции создавать запасы ресурсов;
в) какие фирмы будут поставлять ресурсы;
г) какие фирмы будут покупать произведенный продукт и оплачивать закупку ресурсов;
д) в какой пропорции готовый продукт будет распределяться между покупателями.
5. Если по объективной причине (например, из-за ошибочных действий другой фирмы) фирма не найдет на рынке поставщика необходимого ресурса или ни одного покупателя своего продукта, она может обратиться за помощью к правительству. Она может указать его в качестве поставщика или покупателя, определив, по своему усмотрению объемы государственных поставок ресурсов и объем государственных закупок продукта.
6. Если фирма обратится к государству необоснованно, т. е. могла бы обойтись без его помощи, она разорится.
7. Вероятность выполнения правительством обязательств — 50%. Поэтому перед проверкой производственного отчета фирмы, обратившейся за помощью к правительству, преподаватель бросает монету и определяет, выполнило ли свои обязательства правительство. Если оно свои обязательства не выполнило, то фирма разоряется.
8. Если студент правильно произвел расчеты и определил поставщиков и покупателей (включая правительство), а правительство (если оно задействовано) выполнило свои обязательства, эта фирма получит максимальную выручку. В противном случае фирма разорится.
9. Покупатель продукта разорившейся фирмы получает ресурсы с опозданием. Мы считаем, что он теряет два дня (два балла).
10. Рассмотрим фирму, которая покупает продукты у фирмы — покупателя продукта разорившейся фирмы. Такую фирму мы называем вторичным покупателем по отношению к разорившейся фирме. У вторичного покупателя больше времени, чтобы найти поставщика, но все же он теряет один день (один балл).
11. Итак, баллы присужда-ются по следующим правилам:
* пять баллов. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и при этом не является ни покупателем продукта разорившейся фирмы, ни ее вторичным покупателем;
* четыре балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но является вторичным покупателем;
* три балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку и является либо покупателем продукта разо-рившейся фирмы, либо вторичным покупателем продуктов двух разорившихся фирм;
* два балла. Присуждаются фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла три балла. Она является одновременно покупателем продукта одной разорившейся фирмы и вторичным покупателем другой разорившейся фирмы;
* один балл. Присуждается фирме, которая получила максимальную выручку, но потеряла четыре балла. Она является одновременно покупателем продуктов двух разорившихся фирм;
* ноль баллов. Присуждается разорившейся фирме.
Подготовка игры
1. Подготовить карточки с нормами затрат ресурсов и ценами продуктов (табл. 13.3). Примечания:
а) фирмы 1 и 2 — крестьянские хозяйства, производящие молоко и зерно. Они используют корм для животных и труд квалифицированных техников;
б) фирмы 3 и 4 — хлебопекарни, производящие хлеб и тесто. Они используют труд квалифицированных пекарей и зерно;
в) фирмы 5 и 6 — молокозаводы, производящие йогурт и масло из сахара и молока;
г) фирмы 7 и 8 — кондитерские предприятия, производящие торты и бублики из йогурта и теста;
д) фирмы 9 и 10 — учебные заведения. Они поставляют фирмам на платной основе практикантов — техников и пекарей. Затраты на обучение сводятся к затратам на питание студентов (торты и хлеб);
Таблица 13.3
Игра: ресурсы и продукты
1. «Заря» 2. «Восход» Ресурсы Молоко Зерно Ресурсы Молоко Зерно Корм
Техник 8
2 0
9 Корм
Техник 7
3 0
5 Цена 20 16 Цена 20 16 3. «Колосок» 4. «Каравай» Ресурсы Хлеб Тесто Ресурсы Хлеб Тесто Пекарь
Зерно 3
7 0
7 Пекарь
Зерно 4
6 0
11 Цена 25 21 Цена 25 21 5. «Коровка» 6. «Буренка» Ресурсы Йогурт Масло Ресурсы Йогурт Масло Сахар
Молоко 1
4 0
6 Сахар
Молоко 2
3 0
5 Цена 28 30 Цена 28 30 7. «Сластена» 8. «Гурман» Ресурсы Торт Бублик Ресурсы Торт Бублик Йогурт
Тесто 4
1 0
2 Йогурт
Тесто 3
2 0
6 Цена 18 15 Цена 18 15 9. Колледж 10. Лицей Ресурсы Пекарь Техник Ресурсы Пекарь Техник Торт
Хлеб 4
6 0
10 Торт
Хлеб 2
4 0
4 Цена 24 22 Цена 24 22 11. «Бартер» 12. «Импэкс» Ресурсы Сахар Корм Ресурсы Сахар Корм Масло
Бублик 1
2 0
2 Масло
Бублик 1
4 0
5 Цена 21 18 Цена 21 18
е) фирмы 11 и 12 — экспортно-импортные компании. Они обменивают отечественные масло и бублики на импортные сахар и корм.
2. Подготовить бланки производственного отчета фирмы (заполненный бланк — табл. 13.6).
3. Подготовить таблицу для проверки производственных отчетов фирм (табл. 13.4).
Порядок проведения игры
1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске примеры 1 и 2 из раздела «Теория».
Таблица 13.4
Поставщики и покупатели Фир-ма
Про-дукт
Поставщики Покупатели фирма объемы, % фирма объемы, % 1 Молоко 10,11 20,80 5,6 44,56 2 Зерно 10 100 3,4 63,37 3 Тесто 2 100 7,8 72,28 4 Хлеб 2,9 60,40 9,10 37,63 5 Йогурт 1,12 80,20 8 100 6 Масло 1 100 12 100 7 Бублик 3 100 11,12 56,44 8 Торт 3,5 40,60 9 100 9 Пекарь 4,8 60,40 4 100 10 Техник 4 100 1,2 17,83 11 Корм 7 100 1 100 12 Сахар 6,7 20,80 5 100
2. Объяснить студентам цели и правила игры.
3. Если число студентов превышает 12, разбить их на 12 групп. Игра рассчитана ровно на 12 участников.
4. Раздать студентам бланки производственного отчета и карточки с исходными данными.
5. Дать студентам 20-25 мин для выбора продукта для производства, поиска поставщиков и покупателей, расчета объемов поставок ресурсов и продаж продукта, оформления производственных отчетов.
6. Собрать производственные отчеты и карточки с исходными данными.
7. Определить фирмы, у которых производимый продукт не совпадает с продуктом, указанным в табл. 13.4. Это грубая ошибка. Такие фирмы разоряются.
8. Определить покупателей продуктов разорившихся фирм из предыдущего пункта и их вторичных покупателей. Отметить, сколько баллов потеряла каждая такая фирма. Для фирм, обратившихся за помощью к правительству, установить, выполнило ли оно свои обязатель-ства.
9. Проверить отчеты фирм, о которых не говорилось в двух предыдущих пунктах. Определить количество баллов, потерянных каждой такой фирмой.
10. Выставить баллы игрокам, подвести итоги игры.
Пример игры
1. Исходные данные:
* студентов — 12;
* продуктов (ресурсов) — 12;
* нормы затрат и цены — в табл. 13.3;
* вероятность выполнения обязательств правительством — 50%.
2. Информация сданных студентами производственных отчетов соответствует табл. 13.4 для всех фирм, за исключением трех. Не-стандартные отчеты представлены в табл. 13.5, в них правительство обозначено буквами «ПР».
Таблица 13.5
Нестандартные производственные отчеты Фир-ма
Продукт
Поставщики Покупатели фирма объемы, % фирма объемы, % 1 Зерно 10 100 3,4 63,67 5 Йогурт ПР,12 80,20 8 100 6 Масло ПР 100 12 100
3. Из трех фирм только Фирма 1 неверно определила производимый продукт: зерно вместо более выгодного молока. Из-за этого Фирмы 5 и б не смогли найти на рынке поставщика молока и обратились за помощью к правительству. В их отчетах вместо разорившейся Фирмы 1 указано правительство (ПР). Все остальные данные соответствуют таблице.
4. Определим судьбу Фирмы 5. Преподаватель, подбросив монету, выяснил, что правительство в этом случае не выполнило свои обе-щания и эта фирма разорилась. Фирма 8 является покупателем продукта разорившейся Фирмы 5 и вторичным покупателем продуктов разорившейся Фирмы 1, поэтому она потеряла 2 + 1=3 балла. Фирма 9 является вторичным покупателем продуктов разорившейся Фирмы 5, поэтому она потеряла один балл (см. рис. 13.1).
5. Определим судьбу Фирмы 6. Преподаватель, подбросив монету, выяснил, что правительство в этом случае выполнило свои обещания и эта фирма получила максимальную выручку, но с опозданием в два балла, поскольку является покупателем продукта разорившейся фирмы. Фирма 9 является вторичным покупателем продуктов Фирмы 1, она потеряла один балл (см. рис. 13.1).

2 3
Рис. 13.1. Сбой в поставках
6. В табл. 13.6 приведен пример заполнения бланка производственного отчета Фирмы 5. Правительство считается фирмой с номером 0.
Таблица 13.6
Пример производственного отчета Фирма Номер Название Товар Объем, % Производитель 5 «Коровка» Йогурт Поставщик 1 0 Правительство Молоко 80 Поставщик 2 12 «Импэкс» Сахар 20 Покупатель 1 8 «Гурман» Йогурт 100 Покупатель 2 — — — —
7. Итоги игры:
* пять баллов присуждаются Фирмам 2, 3,4, 7,10 и 11;
* четыре балла присуждаются Фирме 9;
* три балла присуждаются Фирме 12;
* два балла присуждаются Фирмам 6 и 8;
* не получают баллов Фирмы 1 и 5. Они разорились.
14. Деловая игра «Планирование поставок»/>Цели игры
1. Усвоить понятия «поставка», «объем поставки», «удельная стоимость поставки», «стоимость поставки», «транспортные расходы», «план поставок», «транспортная задача», «недопоставка», «дефицит товара», «фиктивный поставщик».
2. Получить представление о транспортной задаче линейного программирования и о свойствах плана поставок.
3. Научиться составлять план поставок с заданными заранее свойствами, корректировать его в соответствии с целями планирования.
4. Приобрести элементарные навыки участия в принятии коллективных решений в условиях разнонаправленных экономических интересов участников, оценивать степень соответствия плана поставок своим целевым ориентирам.
Понятия
Поставка — перевозка товара от поставщика к покупателю.
Объем поставки — количество поставляемого товара.
Удельная стоимость поставки — расходы на поставку 1 т товара.
Стоимость поставки — расходы на поставку товара, равны произведению объема поставки и удельной стоимости поставки.
Транспортные расходы — суммарная стоимость всех поставок.
План поставок — перечень поставок с указанием их объемов.
Недопоставка — разница между запрошенным покупателем объемом поставки и ее фактическим объемом.
Дефицит товара — сумма всех недопоставок, равна разности суммарной величины спроса покупателей и суммарного объема выпуска товаров поставщиками.
Фиктивный поставщик — поставщик, который должен появиться на рынке, чтобы устранить дефицит товара.
Теория
Рассмотрим рынок хлеба, на котором есть четыре хлебозавода и пять магазинов. Заданы следующие показатели:
а) объемы производства заводов;
б) объемы спроса магазинов;
в) удельная стоимость поставки для каждой пары «завод — магазин».
На рынке — дефицит товара, поэтому введем в условия фиктивного по-ставщика. Объем поставки от этого «производителя» некоторому магазину равен величине недопоставки товара этому магазину.
Таблица 14.1
Объемы выпуска, объемы спроса и удельная стоимость поставок Магазины М1 М2 МЗ М4 М5 Заводы 55 30 70 20 75 Ф1 50 3 4 2 0 1 Ф2 80 0 5 1 3 2 ФЗ 35 3 0 5 2 4 Ф4 65 2 5 1 3 4 Ф5 20 0 0 0 0 0 В табл. 14.1 представлены заданные экономические показатели. Ма-газины обозначены так — Ml, М2 и т. д. Заводы обозначены — Ф1, Ф2 и т. д. Фиктивный завод обозначен Ф5. Удельная стоимость поставки из некоторого завода в некоторый магазин равна элементу таблицы, расположенному на пересечении соответствующих строки и столбца, Так, стоимость перевозки одной тонны хлеба из завода Ф2 в магазин М4 равна трем денежным единицам. Поскольку не имеет смысла говорить о поставках товара из фиктивного завода, последняя строка таблицы заполнена нулями.
План поставок — матрица, каждый элемент которой равен объему поставки из соответствующего завода в соответствующий магазин. Она обладает следующими свойствами:
а) в каждой строке сумма элементов матрицы равна объему производства соответствующего завода (из реального завода весь хлеб вывозится, в случае фиктивного завода рыночный дефицит хлеба распределяется между магазинами);
б) в каждом столбце сумма элементов матрицы равна объему спроса соответствующего магазина (если нет недопоставки товара, спрос удовлетворяется полностью; в случае недопоставки спрос распа-дается на неудовлетворенный спрос и величину недопоставки, которую показывает последний элемент столбца);
в) число ненулевых элементов матрицы меньше суммарного числа участников рынка (включая фиктивных), т. е. в данном случае, оно не больше девяти (это требование связано с алгоритмом решения транспортной задачи, который в игре не используется, но это условие делает задачу игроков более сложной и интересной).
Планирование поставок основано на следующем правиле: если принято решение поставить товар от некоторого производителя в некоторый магазин, то объем поставки должен быть максимально возможным.
Пример. Предположим, нужно осуществить поставку из первого завода в первый магазин. Найдем меньшее из двух чисел: объема производства (50) и объема спроса (55). Это 50, и это и есть искомая величина поставки. Поскольку весь хлеб из первого завода вывезен, заполним остальные клетки первой строки нулями. Предположим, затем решено осуществить поставку из второго завода в первый магазин. Теперь спрос первого магазина равен 5. Найдем меньшее число из 80 и 5. Это 5 — вторая искомая величина поставки. Поскольку спрос первого магазина удовлетворен полностью, заполним остальные клетки первого столбца нулями. Действуя так, получим план поставок, удовлетворяющий необходимым требованиям. Он представлен в табл. 14.2.
Таблица 14.2
План поставок: первый вариант Магазины М1 М2 МЗ М4 М5 Заводы 55 30 70 20 75 Ф1 50 50 Ф2 80 5 5 70 ФЗ 35 20 15 Ф4 65 5 60 Ф5 20 20
Из этого плана поставок, в частности, следует, что:
а) хлеб из первого завода во второй магазин не поставляется;
б) недопоставка во второй магазин равна 20;
в) стоимость поставки из первого завода в первый магазин равна 3 х
х 50 = 150;
126
г) общая стоимость поставок из второго завода равна 5x0 + 5x5 + + 70 х х1 = 95 (первый магазин расположен на территории второго завода, поэтому стоимость соответствующей поставки равна нулю).
Правила игры
1. Студенты являются членами правления акционерного общества «Буханка», которые собрались для утверждения плана поставок хлеба.
2. В правление АО входят:
а) директора хлебозаводов. Согласно принятому порядку, каждый завод оплачивает поставки произведенного им хлеба, поэтому директор завода заинтересован в минимизации суммарной стоимости поставок со своего завода;
б) начальники транспортных цехов при заводах. Выручка транспортного цеха зависит от суммарной стоимости поставок, поэтому его начальник заинтересован в максимизации суммарной стоимости поставок из своего завода;
в) водители транспортного цеха, которые являются ак-ционерами АО. Согласно принятому порядку, каждый водитель закреплен за определенным магазином, а его заработная плата зависит от объема поставки в этот магазин. Поэтому он заинтересован в максимизации этой поставки;
г) директора магазинов. Каждый магазин специализируется на продаже «фирменного» хлеба, производимого на одном из заводов. Поэтому магазин заинтересован в максимизации поставки из этого завода (за счет сокращения поставок из других заводов). Кроме того, магазин заинтересован, чтобы не было недопоставки хлеба.
3. При обсуждении вопроса о поставках считаются заданными объемы выпуска заводов, объемы спроса магазинов и удельные стоимости поставок (см. табл. 14.1).
4. План поставок должен быть рассмотрен на заседании правления АО, если:
а) его поддерживает группа членов правления численностью не менее пяти человек;
б) он удовлетворяет трем необходимым требованиям;
в) число членов правления, допустивших явные ошибки в расчетах, не превышает двух человек (см. раздел «Теория»).
5. Утверждается план поставок, который поддерживает наибольшее число членов правления. Если за два альтернативных проекта подано равное число голосов, утверждается проект, сторонники которого в сумме набрали большее количество баллов (см. ниже).
6. Каждый член правления голосует за план поставок, который больше отвечает его экономическим интересам. Воздерживаться от голосования нельзя.
7. Степень соответствия плана поставок экономическим интересам измеряется в баллах. Пятью баллами план поставок оценивает:
а) директор хлебозавода — когда суммарная стоимость поставки из его завода минимальна;
б) начальник транспортного цеха, — когда суммарная стоимость поставок из его завода максимальна;
в) водитель, — когда объем поставки в соответствующий магазин максимален;
г) директор магазина, — когда отсутствует недопоставка, а поставка из желаемого завода максимальна.
8. При оценке более низких степеней достижения экономических целей рассматривают два значения целевого показателя: оптимальный и планируемый (отвечающий плану поставок). Большее из них делят на меньшее и называют это отношение коэф-фициентом соответствия плана поставки экономическим интересам. Чем больше этот показатель, тем меньшим числом баллов оценивается план поставок. План поставок оценивается пятью баллами, если ко-эффициент соответствия равен единице.
9. Степень соответствия плана поставок экономическим интересам равна:
а) четырем баллам, когда коэффициент соответствия находится в пределах от 1 до 2, причем у магазина нет недопоставки;
б) трем баллам, когда коэффициент соответствия находится в пределах от 2 до 3, причем у магазина нет недопоставки;
в) двум баллам, если коэффициент соответствия находится в пределах от 3 до 4, причем у магазина нет недопоставки;
г) одному баллу, если коэффициент соответствия больше 4, причем у магазина нет недопоставки;
д) нулю, когда у магазина есть недопоставка.
10. У членов правления АО, выдвинувших утвержденный план поставок, баллы за игру совпадают с баллами, рассмотренными выше. Остальные игроки не смогли отстоять свои экономические интересы, они не получают баллов.
Подготовка иг-ры
1. Подготовить таблицу с объемами спроса и значениями удельной стоимости поставок (см. табл. 14.1).
2. Подготовить карточки, в которых указаны: номер игрока, его должность и цели в игре:
а) цель директора завода состоит в минимизации транспортных расходов, а цель начальника транспортного цеха — в их максимизации;
б) цель директора Магазина 1 состоит в максимизации поставки из Завода 3 и предотвращении недопоставки (цели других директоров магазинов указаны в табл. 14.5);
в) цель водителя А состоит в максимизации поставки из Завода 3 в Магазин 4 (цель другого водителя указана в табл. 14.4).
В табл. 14.3 представлена карточка игрока — директора магазина.
Таблица 14.3
Игрок и его цели Игрок 9. Директор Магазина 1 Цели:
1) максимизация поставки из Завода 4;
2) поставка в полном объеме
Игроки, получившие другие должности, преследуют одну, а не две цели. Общее число карточек равно числу игроков. 3. Подготовить бланки заявок на рассмотрение плана поставок правлением АО (2-5 шт.). Заполненные бланки заявок двух противостоящих групп членов правления представлены в табл. 14.5.
Порядок проведения игры
1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске пример составления плана поставок, при этом взять таблицу данных, отличающуюся от той, которая будет использована в игре.
2. Объяснить студентам цели и правила игры.
3. Раздать студентам карточки с указанными в них должностями и их целями (см. табл. 14.3).
4. Дать студентам 25-30 мин. на выполнение следующих действий:
а) составления планов поставок (желательно, чтобы каждый студент составил свой план поставок, который больше отвечает его экономическим интересам );
б) формирования групп из членов правления, поддерживающих тот или иной план поставок;
в) расчета каждым членом группы оптимальных и планируемых значений целевых показателей, а также коэффициентов соот-ветствия;
г) оформления заявок на рассмотрение плана поставок правлением АО;
д) регистрацию заявок (проверку преподавателем наличия трех необходимых свойств плана поставок).
5. Написать на доске зарегистрированные планы поставок.
6. При всех проверить правильность расчета студентами коэффициентов соответствия, взяв оптимальные значения целевых показателей из табл. 14.5. Не рассматривать заявки, в которых два члена правления допустили ошибки в расчетах.
7. Объявить, что утвержден зарегистрированный план поставок, выдвинутый самой многочисленной группой членов правления.
8. Объявить баллы, присужденные студентам победившей группы, подвести итоги игры.
Пример игры
1. Исходные данные:
а) студентов — 15;
б) заводов — 4;
в) магазинов — 5;
г) водителей-акционеров — 2;
д) объемы выпуска и спроса, удельная стоимость поставок — в табл. 14.1.
2. План поставок, предложенный первой группой студентов, представлен в табл. 14.2, а второй группой — в табл. 14.4.
Таблица 14.4
План поставок: второй вариант
Магазины М1 М2 МЗ М4 М5 Заводы 55 30 70 20 75 Ф1 50 35 15 Ф2 80 5 75 ФЗ 35 35 Ф4 65 20 30 15 Ф5 20 20
3. Заявки, поданные обеими группами правления АО, представлены в сводной таблице (табл. 14.5). Транспортный цех в ней обо-значен буквой «Т», другие сокращения введены выше.
Таблица 14.5
Планы поставок, рассмотренные правлением АО Заявка 1 План поставок — в табл. 14.2 № Должность Карточка Целевой показатель Планируемые значения Оптималь-ные значения Коэффициент 1 Директор Ф2 2 Транспортные расхо-ды 95 25 3,8 2 Директор ФЗ 3 Транспортные расхо-ды 100 10 10 3 Начальник Т1 5 Транспортные расхо-ды 150 180 1,2 4 Начальник Т4 8 Транспортные расхо-ды 265 290 1,1 5 Директор М1 9 Поставка из Ф4 0 55 6 Директор МЗ 11 Поставка из Ф1 0 50 7 Водитель А 14 Поставка из ФЗ в М1 0 35 Заявка 2 План поставок — в табл. 14.4 1 Директор Ф1 1 Транспортные расхо-ды 105 30 3,5 2 Директор Ф4 4 Транспортные расхо-ды 205 65 3,1 3 Начальник Т2 6 Транспортные расхо-ды 165 270 1,6 4 Начальник ТЗ 7 Транспортные расхо-ды 165 165 1 5 Директор М2 10 Поставка из ФЗ 0 30 6 Директор М4 12 Поставка из Ф2 5 20 4 7 Директор М5 13 Поставка из Ф1 15 20 1,3 8 Водитель В 15 Поставка из Ф4 в М2 30 30 1
4. Из табл. 14.5 следует, что вторая группа более многочисленна, причем ни один ее член не допустил ошибки в расчетах. Поэтому утверждается второй вариант плана поставок.
5. Итоги игры:
а) пять баллов получают начальник ТЗ и водитель В, у которых совпадают планируемые и оптимальные значения целевых по-казателей (коэффициенты соответствия равны единице);
б) четыре балла получают игроки Т2 и М5, у которых коэффициент соответствия меньше двух;
в) два балла получают игроки Ф1, Ф4 и М4, у которых коэффициент соответствия находится в пределах 3-4;
г) один балл получает игрок М2, у которого коэффициент соответствия равен бесконечности;
д) не получают баллов все игроки проигравшей (первой) группы членов правления АО.
<< | >>
Источник: Корнейчук. Б. В. Микроэкономика. 2003 {original}

Еще по теме 13. Деловая игра «Поставщики и покупатели»:

  1. 5. Учет расчетов с поставщиками
  2. 1.1 Предоплата (покупатель оплачивает товар до его получения) Сначала рассмотрим ситуацию, когда согласно договору покупатель оплачивает товар до его получения.
  3. 21. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА
  4. Что влияет на работу поставщика и дилера
  5. 6. Приобретение материалов (расчеты с поставщиками
  6. ИГРА В РЕКЛАМЕ
  7. § 1. Требования к поставщику и его оценка
  8. 8.4. Аудит расчетов с поставщиками по претензиям в оптовой и розничной торговле
  9. 6.5. Нарушения при размещении заказа у единственного поставщика
  10. ИГРА
  11. РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЛАНА КОМПАНИЕЙ — ПОСТАВЩИКОМ ДЕТАЛЕЙ
  12. Поступление товаров и услуг, приобретенных у отечественных поставщиков
  13. АКТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  14. ДИНАМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  15. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ИГРА
  16. ИГРА
  17. ИГРА СТРУКТУРЫ