<<
>>

Глава 11. Планирование

Создание плана часто оказывается одним из наиболее затруднительных и насыщенных политикой аспектов проекта. Правильно составленный план становится эффективным средством управления проектом.
Как бы усердно ни трудилась команда, при плохом планировании вся работа пойдёт насмарку, если опоздать с выпуском ПО. Сложность планирования проектов общеизвестна, однако именно понимание принципов рационального планирования часто отличает реалистичную оценку сроков реализации проекта от планов «с потолка». В этой главе мы подробно рассмотрим сведения, необходимые для составления плана, и обсудим важнейшие понятия планирования. Кроме того, я покажу, как создать точный и реалистичный план. Предпосылки Прежде чем приступать к планированию, нужно уяснить требования к проекту, особенности технологии, намеченной для использования в нём, и конструкцию пользовательского интерфейса программы (рис. 11-1). Разобравшись в фундаментальных аспектах проекта, можно получить чёткое представление о том, что будет создано и как это будет работать. Рис.
11-1. Исходные данные, критически важные для процесса планирования. Однако если основные требования не определены, а самые рискованные фрагменты программы не отработаны на прототипах или моделях интерфейса, то для разработки точного плана просто не хватит данных. Тогда сформулировать все задачи проекта и точно оценить время, необходимое для выполнения каждой из них, будет невозможно. Поэтому весь проект будет составлен из расплывчатых задач, у которых слишком общая формулировка, препятствующая мониторингу и контролю их выполнения. При этом получится нереалистичный план, от которого придётся отказаться при первых признаках трудностей. В результате вы останетесь без средства управления реализацией проекта. Основные понятия и трудности планирования Чтобы создать план проекта или оценить план, созданный другими, нужно хорошо разбираться в основных понятиях планирования.
В этом разделе мы обсудим основные понятия, которые должен знать каждый участник процесса планирования. Затем я опишу наиболее серьёзные трудности работы с людьми, возникающих при создании плана. И в завершение мы рассмотрим ряд наиболее распространённых проблем, с которыми сталкиваются команды разработчиков при планировании. Основные понятия Следующие понятия являются фундаментальными для создания надёжных планов. Равновесие Объём предстоящей работы, количество доступных ресурсов и время, отведённое на реализацию проекта, должны быть сбалансированы — вот старейшее и самое важное правило планирования. Если хоть один из этих параметров начинает перевешивать или, хуже того, наложены ограничения, которые нельзя сбалансировать, создать ПО вовремя будет невозможно. Даже если в начале работы проект был сбалансирован, велика вероятность, что в дальнейшем равновесие будет нарушено. В цикле разработки возникает достаточно препятствий, чтобы вывести из равновесия даже самый лучший план. По ходу работы менеджер проекта должен регулярно проверять план и всемерно поддерживать его равновесие. Способы мониторинга проекта и внесения изменений в процессе его реализации мы обсудим в главе 12. Задачи и оценка времени для их выполнения Задачи — это основные строительные блоки плана, они являются представлением конкретной работы, которую нужно сделать. В общем верно, что легче следить за ходом выполнения небольших задач. Кратко и точно сформулированные задачи позволяют быстро обнаружить отставание от плана. Если задачу нельзя завершите за 1-2 недели, её следует разбить на две или больше меньших задач. Исполнение плана, составленного из долгосрочных задач, труднее контролировать. При составлении списка задач обязательно нужно учитывать их взаимосвязи в рамках проекта. Например, зная, как одни задачи зависят от других, можно расположить их в нужной последовательности, причём ключевые задачи всегда должны завершаться в первую очередь. Нужно выяснить, сколько времени займёт каждая задача.
Это можно сделать, оценив время, необходимое для выполнения некоторой задачи (т.е. выдвинув обоснованное предположение о сроках). Поскольку для формулирования требований, конструирования интерфейса и реализации выбранной технологии сделано уже довольно много, должно быть накоплено достаточно информации, чтобы точно и без особых затруднений оценить срок для выполнения той или иной задачи. Если точно оценить время исполнения ключевых задач невозможно, вы, вероятно, провели недостаточно экспериментов, исследований и работы с прототипом. Оценка должна учитывать всю работу, необходимую для выполнения задачи. Например, специалисты по ПО должны оценить суммарное время конструирования низкоуровневой структуры, а также реализации, отладки и блочного тестирования программы. Специалисты по обучению пользователей должны оценить, какое время потребуется на написание, рецензирование, редактирование и правку их материалов. Хотя каждый участник команды самостоятельно оценивает срок завершения своей части работы, его оценку всегда должен проверить ведущий специалист в соответствующей области. На основе этих оценок рассчитывается время реализации проекта, поэтому следует быть уверенным в цифрах. Со временем вы увидите, что ваши оценки становятся все точнее, особенно при работе над аналогичным продуктом с использованием те же самых технологий. Обязательно проанализируйте задачи, на которые ушло значительно больше времени, чем ожидалось. чтобы понять, почему в оценку вкралась ошибка. Полнота плана Не совершайте ошибку, планируя лишь разработку самой программы: план должны отражать все аспекты проекта. • Разработка Часть плана, регламентирующая разработку ПО, должна отводить достаточно времени на разработку, блочное тестирование и отладку всех функций программы. Команде разработчиков следует выделить дополнительное время на анализ результатов работы тестировщиков и материалов, подготовленных группой по обучению пользователей. Не исключено, что разработчикам также понадобиться время для анализа результатов специалистов по инженерной психологии и технологов. • Тестирование Этот раздел должен давать достаточно времени для создания планов и сценариев испытаний, а также для тестирования самой инфраструктуры.
План испытаний должен выделять добавочное время на тестирование ПО после окончания каждого промежуточного этапа работы. • Обучение пользователей Здесь должно даваться достаточно времени на создание документации, электронной справки и учебника по работе с программой. На редактирование потребуется дополнительное время, которое также нужно учесть. И не забывайте проводить разбор технических особенностей ПК с участниками команды. • Работа инженерных психологов Отведённого здесь времени должно быть достаточно для разработки детальной конструкции пользовательского интерфейса и его оценки. Выделите также время на оценку графических материалов продукта, внутренние и внешние испытания пользовательского интерфейса, и проверку документации. Кроме того, в плане должно быть время для проверки первоначального впечатления от продукта. • Работа над выпуском Времени, запланированного в этом разделе, должно хватить для создания системы сборки ПО, разработки установочной процедуры, для конфигурирования и сопровождения системы управления исходным текстом. • Зависимость от внешних факторов План должен в полной мере учитывать возможную зависимость проекта от внешних факторов и предусматривать выделение дополнительного времени в случае необходимости. К таким факторам относятся поставки и использование ПО от сторонних разработчиков, доступность оборудования и даже расширение штата или получение поддержки от других групп. Параллельная разработка Одна из основных идей этой книги может быть сформулирована так: параллельная реализация всех аспектов проекта повышает эффективность цикла разработки. Для её воплощения прекрасно подходит план проекта. При этом целью является реализация функций ПО путём интеграции различных задач по разработке, тестированию, обучению пользователей, инженерной психологии и работе над выпуском ПО. Рассмотрим пример. Разработчики должны реализовать функции, соответствующие командам «Создать клиента», «Изменить клиента», «Удалить клиента».
Как только эти функции станут готовы и появятся в ежедневной сборке ПО, команда тестировщиков должна испытать их и дать отзыв о качестве реализации этих функций. В то же время группа специалистов по инженерной психологии должна оценить пользовательский интерфейс с точки зрения его соответствия стандартам эргономики, практичности и задачам разработки. Группа по обучению пользователей должна привести описание этих функций к окончательному виду и дать отзыв о качестве их реализации и интеграции. У параллельной разработки масса преимуществ. Во-первых, она концентрирует усилия всей команды, что позволяет как можно скорее завершить разработку набора функций. Это создаёт у участников команды ощущение срочной целенаправленной работы и (я на это надеюсь) успеха проекта уже на ранних стадиях его реализации. Кроме того, она позволяет сохранять синхронность работы команды в течение всего процесса разработки, так как все её члены обсуждают и решают одни и те же проблемы. Во-вторых, поскольку вся команда сосредоточена на разработке одних и тех же функций, можно будет намного раньше понять, действительно ли завершена функция или пока написан только её исходный текст, страдающий от недостатка качества интеграции и мало пригодный к использованию. Задача в том, чтобы заставить команду как можно скорее создавать надёжно работающие функции, чтобы не возвращаться к проблемам, давно считавшимся решёнными. Не правда ли, было бы очень неприятно получить сюрприз в виде плохого качества или недостатков в реализации функций, считавшихся законченными уже несколько недель, или месяцев тому назад. Баланс ширины и глубины охвата в работе над проектом Следует так упорядочивать задачи при создании плана, чтобы группы работали по всему фронту проекта, а не над отдельными его частями. Короче, не ограничивайтесь реализацией какой-либо одной части системы, игнорируя остальные. Например, работая над приложением для размещения заказов через Web, не составляйте план так, чтобы сначала был разработан пользовательский интерфейс, затем реализована прикладная логика, и лишь потом — весь код для работы с базой данных.
Даже при наличии детальных спецификаций структуры, поочерёдное решение всех задач обернётся кошмаром при их интеграции, поэтому надо работать над всеми частями системы одновременно. Сосредоточьтесь на решении задачи, которая позволит ввести простой заказ, сохранить его и вывести подтверждение. Такой подход позволит сразу создать комплексное решение, пригодное для тестирования и объединяющее все необходимые программные подсистемы проекта. Контекст функций Часто в ответ на вопрос о планах от разработчика можно услышать такое: «Сначала нужно обновить менеджер ресурсов поддержкой 32-разрядных идентификаторов, потом изменить алгоритм анализа индекса PRODUCT ID, чтобы разрешить дублирование записей, а затем переписать обработчик ошибок, чтобы поддерживалась многопоточностъ». Каждый из этих пунктов вполне допустим, как элемент работы программиста, однако следует удостовериться, что все они находятся в контексте функций программы или не выходят за рамки её требований. В контексте некоторой функции задачу разработчика можно сформулировать, например, так: «организовать поддержку печати из диалогового окна ввода заказа» или «обеспечить возможность ввода нескольких заказов одновременно». Более узкая сосредоточенность также полезна для других разработчиков команды, поскольку им важно знать, когда некоторые функции станут доступны, а не срок завершения задач, необходимых для реализации этих функций. Когда план чётко определяет срок завершения всех функций или требований, остальные участники команды могут быть уверены, что их работа завершится в параллели с другими задачами. Трудности в работе с людьми Ниже описан ряд трудностей при составлении плана, имеющих отношение к работе с людьми. Распределение работы Не все разработчики от рождения наделены равными способностями. Некоторые лучше всего программируют интерфейсы, другие — системную логику. У одних опыта больше, у других — меньше. У некоторых производительность труда очень высока, у других средняя или даже низкая. Нельзя назначать задания случайным образом, полагая, что все люди обладают «типовыми» способностями. Распределяя задания между разработчиками, тестировщиками, технологами и другими членами команды, следует быть очень осторожным. В каждом случае надо учитывать уровень мастерства, индивидуальную производительность, опыт практической работы над проектами и привычки. Балансировка нагрузки Задача состоит в равномерном распределении рабочей нагрузки по реализации проекта на основе индивидуальных способностей участников команды. Однако будьте осторожны и не перегрузите лучших участников команды. Хотя они могут сделать больше других, у них тоже есть свой предел. Эти люди ещё пригодятся, чтобы помочь другим, когда возникнут неприятности. Возможные накладки Наивно полагать, что все своё рабочее время люди будут трудиться над своими основными задачами. В каждой организации возникают накладки, к которым относится время, потраченное на собрания, наладку технологии, отпуска, стажировки, командировки, больничные и выходные. Даже при 80 рабочих часах в неделю, нетрудно заметить, что 10 из них тратятся на отвлечённые действия. Это тоже следует учесть в плане. Кроме предсказуемых событий (отпусков, командировок и т.п.), план должен учитывать и неожиданные: болезни сотрудников, зимнюю непогоду и пр. Задачи: критичные и некритичные Одни задачи критичны для продолжения работы над проектом, другие — нет. Опоздание в выполнении некритичных задач не влияет на ход реализации плана в целом, а задержки с критичными задачами непременно отражаются на реализации плана. Планируя, нужно определить, к какому виду относятся те или иные задачи. Нужно постоянно следить за исполнением критичных задач, так как любая задержка повлечёт за собой срыв конечных сроков плана или рост сверхурочной работы команды. Лучше поручать решение критичных задач опытным людям, чтобы свести к минимуму риски проекта. Ловушки, подстерегающие любую команду Ниже описан ряд наиболее распространённых проблем с планированием, с которыми приходится сталкиваться командам разработчиков. Сроки: конечный и согласованный Конечный срок —это предположительная дата сдачи проекта. Обычно он основывается на внешней рыночной конъюнктуре и состоянии дел в отрасли. Эта дата очень важна, поэтому нельзя соглашаться с конечным сроком, не составив прежде план. Подставьте этот срок в «уравнение» планирования, как одну из переменных и попробуйте уравновесить требуемую функциональность ПО и ресурсы для её разработки. Если уравнение не решается, придётся исключить часть функций, добавить ресурсы или сделать то и другое в некоторой пропорции. Конечная цель в том, чтобы составить уравновешенный, реалистичный и правдоподобный план, против которого не стал бы возражать ни один член команды. Как только появится хороший план, необходимо удостовериться, что в команде нет возражений. Согласованныйсрок — это дата сдачи ПО, с которой согласны все участники команды. Они считают эту дату разумной и вполне достижимой. Таким образом, команда разработчиков принимает на себя обязательство закончить ПО к этому сроку. Ситуация в небольших начинающих фирмах и крупных компаниях сходна тем, что от своевременного окончания работы над ПО зависит результат работы множества людей и значительных затрат, как денежных, так и временных. Для компании чрезвычайно важно выдержать утверждённый согласованный срок, чтобы, выполнив принятые обязательства, завоевать доверие к своей компании. Ответственность за реализацию плана Чаще всего команду ставят перед фактом, жёстко определяя необходимый объём функциональности ПО, выделенные для этого ресурсы и срок, к которому всё должно быть готово. И получается, что ответственность за выполнение плана лежит не на разработчиках, а на организации или персоне, которая эти требования «спустила сверху». Такова общая формулировка этой серьёзной проблемы. Боевой дух участников команды будет невысок: ведь они будут чувствовать, что их поставили в заведомо проигрышное положение. Без чувства ответственности, не принимая на себя обязательств, команда не сможет вложить в реализацию проекта сердце и душу, и никакого энтузиазма. Вместо этого группа разработки должна создать свой собственный план, точнее, сама поддерживать баланс в рамках плана. С принятием обязательств в команде появляется чувство ответственности. Выдвинув свой план разработки ПО, за который она отвечает, команда должна приложить все усилия, чтобы выдержать установленные в нём сроки. Доверие — это следствие выполненных обязательств. Из собственного опыта Разработка ПО в NuMega обычно проходила под огромным давлением необходимости уложиться в срок. Конечные сроки сдачи наших продуктов обычно приурочены к выходу Microsoft Visual Studio или появлению новых платформ и технологий, например Microsoft Windows 95, Microsoft Windows NT или Microsoft COM. Чтобы воспользоваться преимуществом этих событий, наши группы маркетинга разработали всесторонние планы продвижения продукта, включающие рекламу, пресс-конференции, аналитические исследования, презентации и обучение продавцов. Ассигнования на эти мероприятия, зависящие от даты выхода ПО, достигают сотен тысяч долларов. Кроме того, наши специалисты по продажам и старшие менеджеры рассчитывали на существенный прирост прибылей с выходом каждой последующей программы. Любая задержка была чревата не только потерей больших денег и времени, но и упущенными возможностями по продаже и потерей выгодной для нашего товара рыночной конъюнктуры. Чтобы обеспечить своевременный выпуск ПО, вся «домашняя работа» (поиск компромиссов между реализацией функций, доступным временем и ресурсами) выполнялась заранее, затем на основе конечного срока выхода ПО составлялись реальные планы. Таким образом, автором планов были технические специалисты, а не экономисты или старшие менеджеры. Приходилось брать на себя ответственность за реализацию этих планов независимо от их содержания. Любая ошибка планирования была нашей проблемой, и мы отвечали за то, чтобы найти решение, не допуская задержки выпуска ПО. Вопрос доверия к техническим специалистам Одна из наибольших проблем, с которыми сталкиваются технические специалисты, — нехватка доверия. Постоянно нарушая сроки, техническая группа теряет доверие остальных подразделений организации. Это угрожает потерей доверия к плану и достоверности суждений о возможных компромиссах проекта, а также открывает лазейку в планировании для разного рода игр («липовым» срокам сдачи, заведомо завышенным просьбам в расчёте получить хотя бы часть от запрошенного). Однако хорошая репутация, завоёванная своевременным исполнением работы, — источник доверия, которое при необходимости позволяет бороться с серьёзными трудностями, привлекать дополнительную поддержку и извлекать выгоду из чужих сомнений. Как составить хороший план Теперь можно сосредоточиться на особенностях составления хорошего плана разработки ПО. В этом процессе три основных этапа: определение задач, объединение задач в группы, называемые базовыми уровнями, и группировка последних в этапы проекта. Ниже я приведу пример типичного плана с описанием основных структур проекта, необходимых для разработки плана. Легко заметить, что целью планирования не является «микроуправление» каждой деталью проекта. Просчитать, чем будет заниматься каждый член команды в течение шести месяцев, начиная с сегодняшнего дня, скорее всего невозможно. Вместо этого нужно составить план со списком чётко определённых задач, плавно сменяющих друг друга по ходу цикла разработки. Такой план позволяет контролировать работу команды над каждой задачей, а также отслеживать ход реализации проекта со значительной определённостью. Задачи На первом этапе следует определить все задачи, решение которых позволяет реализовать некоторую функцию. Суммарное время выполнения этих задач составляет общее время реализации функции. Сначала надо спланировать реализацию необходимых функций и лишь затем переходить к планированию желательных и возможных функций. Такой метод позволит как можно скорее получить жизнеспособную программу. Затем следует распланировать задачи групп тестирования, обучения пользователей, разработчиков пользовательского интерфейса и технологов. У каждой группы должен быть свой набор задач, определяемый на основе частей проекта, за разработку которых отвечает группа. Эти задачи должны быть организованы так, чтобы их можно было интегрировать и их реализация не слишком отставала от реализации функций разработчиками. Базовые уровни Базовые уровни определяют срок реализации группы связанных функций. Каждые 2-3 недели должен быть готов очередной базовый уровень. Помните: соответствующий фрагмент ПО должен устанавливаться с помощью программы установки, а его функциональность должна быть доступна для разработчиков. Реализация базовых уровней — важные краткосрочные цели, на достижении которых необходимо сосредоточить внимание и усилия команды. Вообще ничто не может быть важнее своевременного завершения очередного базового уровня. Если он запаздывает, можно официально говорить об отставании проекта от плана, что требует немедленных корректирующих действий. Ниже приводится ряд базовых уровней (из продукта BoundsChecker, разработанного NuMegaдля обнаружения ошибок в программах). • Создана библиотека исходных текстов, выполнена первая ежедневная сборка программы, закончена установочная процедура для «скелета» программы. • Программа позволяет активизировать основные функции для работы с памятью и вести регистрацию их работы. • Программа выводит первое сообщение об ошибке при работе с памятью с помощью прототипа пользовательского интерфейса. • Программа успешно обнаруживает утечки памяти типа 1 и 2. • Программа успешно обнаруживает утечки памяти типа 3 и 4. • Программа успешно обнаруживает утечки памяти типа 5 и 6. • Появляется реальный пользовательский интерфейс программы, но без поддержки печати, сортировки и фильтрации. • Закончена поддержка печати, сортировки и фильтрации. • Программа интегрируется с другими программами пакета. Промежуточные этапы Промежуточный этап — это группа базовых уровней, представляющих законченную часть программы. Необходимо равномерно распределить их завершение по ходу работы над проектом. Например, если для проекта определено 4 промежуточных этапа, то каждому из них должны соответствовать 25% реализации проекта. Очевидно, что чем сложнее проект, тем больше у него промежуточных этапов. У каждого промежуточного этапа должен быть период стабилизации и интеграции (см. главу 6). Напоминаю, что в это время (обычно 1-2 недели) вся команда концентрируется на решении проблем, обнаруженных в реализованных функциях. Периоды стабилизации жизненно важны для проекта, поскольку в это время проводится тестирование, исправление ошибок, устранение неполадок в структуре и интеграции, проводится оценка производительности, т.е. все мероприятия, способствующие стабилизации программы. Не приступайте к реализации новой функции, пока не убедитесь, что только что законченные функции работают хорошо. Помимо всего прочего, периоды стабилизации очень удобны для разного рода доработок. В это время отставшие участники или подразделения команды могут наверстать упущенное и догнать остальных, чтобы вновь работать синхронно. Внешние промежуточные этапы В завершении внешних промежуточных этапов участвуют люди или группы, не работающие над проектом постоянно. Внешние промежуточные этапы знаменуют собой критические точки проекта. Вот самые распространённые внешние промежуточные этапы: • альфа-версия— выпуск, в котором реализован лишь ряд критических функций программы; альфа-версии не предназначены для широкого использования, однако могут быть полезны для демонстрации прогресса проекта или сбора внешних отзывов о работе критических функций; • бета-версия— выпуск, в котором реализованы если не все, то большинство функций; бета-версии передаются клиентам для испытаний и оценки; • кандидат на выпуск— в случае успешного окончания тестирования этот выпуск будет передан в производство для тиражирования; появление кандидата на выпуск — знак того, что проект почти закончен и выпуск ПО состоится; • передача в производство— к этому времени рабочий выпуск будет передан в производство для тиражирования (или опубликован в Web, в зависимости от назначения ПО). Любой из внешних промежуточных этапов требует распространения ПО за пределами команды или даже компании. Так как это очень важное событие, перед каждым промежуточным этапом нужен период стабилизации. Он позволяет команде сосредоточиться на его качестве, интеграции; выполнить «подгонку» частей и устранить оставшиеся неполадки перед выпуском продукта. (Подробнее о бета-версии и кандидате на выпуск см. главы 13 и 14) Пример Чтобы закрепить основы, давайте шаг за шагом рассмотрим подробный пример (табл. 11-1). В таблице показано упрощённое описание проекта, откуда удалена часть информации, обычно имеющейся в нём. Тем не менее, этот пример достаточно детализирован, чтобы продемонстрировать стыковку всех частей проекта. Ниже приводится ряд допущений, сделанных при планировании этого примера. • Принципы планирования. * С каждой функцией связан список технических задач. В этом примере они не показаны, однако их легко перечислить в реальном плане. На выполнение одной задачи отводится не более 2 недель, а на большинство — неделя или даже меньше. В зависимости от приоритетных требований к ПО, в первую очередь реализуются необходимые функции, а затем — менее важные. * Тестирование функций осуществляется по мере завершения их разработчиками. Тестирование некоторых функций будет автоматизировано, другие же придётся тестировать вручную. Подробное описание испытаний приводится в плане тестирования. * Специалисты по обучению пользователей составляют описания функций по мере их завершения. Работа по составлению документации должна как можно меньше отставать от реализации функции. Подробно эти действия описаны в плане обучения пользователей. * Специалисты по инженерной психологии оценивают качество реализации всех функций пользовательского интерфейса, консультируют по поводу внесения изменений и контролируют впечатление от продукта по мере реализации проекта. Детали работы специалистов по инженерной психологии описаны в специальном плане. * Во время работы над выпуском ПО сразу же создаётся простая сборка программы и установочная процедура. Затем сборка и установочная процедура будут регулярно пополняться новыми функциями, таким образом, они будут включать все большую долю функциональности готовой программы. Они также поддерживают подключение новых функций по мере их готовности. Конкретные усовершенствования функций и возможностей программы будут описаны в плане работы над выпуском. • Участники работы над проектом: — Мэтт — ведущий разработчик, занятый полное рабочее время; — Джон — программист; — Джим — ведущий тестировщик, также отвечает за автоматизацию; — Фрэнк — тестировщик, исполняет автоматизированное и ручное тестирование функций; — Сара — ведущий специалист по обучению пользователей; — Кенни — ведущий специалист по инженерной психологии; — Боб — ведущий технолог. • Промежуточные этапы, внешние и внутренние. — План проекта состоит из 4 базовых уровней, на реализацию которых отводится по 2 месяца, и 2-х главных промежуточных этапов. Будут выпущены 2 бета-версии, 1 версия — кандидат на выпуск и 1 версия для тиражирования. — Каждый промежуточный этап образован 2 базовыми уровнями. Первому промежуточному этапу будет соответствовать наполовину законченный проект, а второму этапу — полностью законченный проект. — Работа над бета-версией 1 займёт 1 месяц. Функции 14 и 15 будут добавлены во время работы над бета-версией 1, а оставшееся время будет потрачено на тестирование, настройку и исправление ошибок. У каждого участника группы есть некоторый список действий на время работы над бета-версией 1. — В бета-версии 2 не будет новых функций по сравнению с бета-версией 1. Внесение значительных изменений в главные функции не допускается, разрешено лишь тестирование, настройка и исправление ошибок. У каждого члена группы есть список задач на это время. • Кандидат на выпуск. Версия — кандидат на выпуск будет готова к концу работы над бета-версией №2, если её тестирование пройдёт успешно и не будет обнаружено серьёзных ошибок. • Контрольные собрания. — Проведение собраний для контроля за состоянием проекта запланировано на каждый понедельник. Если достигнуть базового уровня вовремя не удалось (или все говорит об этом), придётся вносить изменения, чтобы наверстать упущенное. Табл. 11. Примерный план. Цифрами обозначены функции, состояние функций обозначено следующими буквами: Ф — функция запрограммирована, выполнено блочное тестирование и завершены все связанные с ней технические задачи; А — тестирование функции автоматизировано: Р — функция протестирована вручную; Д — функция документирована: И — проверена простота использования функции. Добавления в бета-версии Легко заметить, что реализация двух задач в этом примере запланирована на период работы над бета-версией 1. Во время работы над любой бета-версией надо воздерживаться от добавления новых функций, особенно важных и сложных. Однако иногда есть смысл планировать включение в первую бета-версию функций, реализация которых не требует больших затрат и не вносит особого риска. Чем дольше задерживается передача программы в руки бета-тестеров, тем больше времени займёт сбор отзывов о качестве реализации и работе функций программы. Часто польза от раннего цикла бета-тестирования превышает риск включения небольших функций после начала программы бета-тестирования. Хотя включить несколько дополнительных функций время работы над первой бета-версией ещё допустимо, в период работы над последней бета-версией реализацию дополнительных функции лучше не планировать. При работе над последней бета-версией функции остаются неизменными, и усилия команды концентрируется на качестве, производительности и интеграции. (О тестировании бета-версий см. главу 13.) Неожиданные проблемы Создавая план согласно описанным в этой главе принципам, вы, вероятно, будете планировать проект, как обычно. Однако разработка ПО — это не точная наука, и до проблем всегда рукой подать. Чтобы заметить малейшее отклонение проекта от намеченного пути, нужно регулярно проверять ход выполнения плана и после завершения каждого промежуточного этапа сравнивать фактическое состояние проекта с планом. Если работа отстаёт от плана, надо определить проблему, изменить план и постараться завершить очередной промежуточный этап в срок. Все так просто? Однако это та самая ситуация, когда от менеджера проекта и ведущих специалистов требуется полная самоотдача. Поскольку очень сложно вести работу над проектом, не отставая от графика, в третьей части основное внимание уделено именно этому вопросу. Типичные проблемы и их решение Далее обсуждается ряд типичных проблем и вопросов, возникающих при использовании описываемых здесь методик а также их решения. Ничего не получается! Создание хорошего плана требует серьёзных усилий, поэтому легко понять, почему некоторые группы используют планы без особого энтузиазма. Бывало, что, пересилив себя, некоторые люди всё же пытались спланировать проект, но часто из-за множества неожиданных проблем им приходилось оставлять план. Если план не отражает действительность, он будет в значительной степени игнорироваться. Бесспорно, планирование — задача не из лёгких, однако решить её необходимо, поскольку план — это руководство к реализации проекта. Если вы намерены завершить программу в срок, нужно уяснить объём предстоящей работы и время, нужное для её выполнения. Описанные в этой книге методы упрощают планирование, делают его более предсказуемым и менее рискованным. Это сложнее, чем кажется на первый взгляд… Кажется, что втиснуть задачи в рамки 1-2 недель так просто, но это может быть настоящим испытанием. Наверное, в плане всегда найдётся задача, на выполнение которой отводится 3-5 недель. Такую долгосрочную задачу лучше разбить на несколько меньших. Чем чаще контролируется прогресс проекта, тем проще обнаружить отклонения от плана. Как правило, трудности при разбиении задачи возникают из-за неполного её понимания, а это тревожный признак. Чтобы лучше разобраться в том, что предстоит сделать, решение нужно смоделировать. Потеря согласованности В плане должны быть периоды синхронизации. Помимо стабилизации ПО, они позволяют остальным участникам команды наверстать упущенное/ Нельзя предусмотреть все проблемы заранее, но некоторые из них можно предсказать. Какими бы они ни были, в плане надо выделить время для их решения.
<< | >>
Источник: Эд Салливан. Время — деньги. Создание команды разработчиков программного обеспечения. 2004

Еще по теме Глава 11. Планирование:

  1. ГЛАВА 13. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИЯХ
  2. Глава 18. Стратегия, планирование, контроль
  3. Глава 47. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. Глава 3. Стратегическое планирование и анализ в РК
  5. Глава 1. Планирование — кому оно нужно
  6. Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
  7. Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
  8. Глава 22. Правовые основы планирования и использования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий
  9. Глава 1.9. Планирование и отчетность по вопросам документирования деятельности бухгалтерии
  10. Глава 10. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
  11. Планирование аудита
  12. 15. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
  13. 12. ПЛАНИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ
  14. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ РАБОТЫ
  15. 41. Сущность планирования
  16. 43. Методика и порядок планирования
  17. 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  18. Десять шагов бизнес-планирования
  19. 45. ПЛАНИРОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ