>>

Любовь как чувство


Каждый человек сознательно или неосознанно стремится к счастью. Свое представление о счастливой жизни чаще всего он связывает с «большой, настоящей, неповторимой, вечной» любовью, да же не подозревая о том, что любовь не может гарантировать счастья и именно страстная любовь может доставить множество страданий и несчастий.
Трагичность любви находит свое наиболее полное проявление в ее конечности: или умирает любовь, или умирает любящий. Но, даже зная это, человек все равно стремится пережить это удивительное и вместе с тем загадочное чувство. Нет, пожалуй, в жизни человека явления более интимного, значимого и в то же время более загадочного, противоречивого, чем любовь. Любовь не считается ни с какими преградами: ни с моральными предостережениями, ни с юридическими запретами, ни с социальными традициями. Она оказывается в духовном возвышении человека силой более могучей, чем все привычные социально-нравственные воздействия. Сама разрушительная сила любви приобретает созидательный характер: именно несчастная любовь побуждает человека выплескивать боль своей души в гениальных творениях, которыми в последующем восхищается не одно поколение людей. Любовь связана с существенным изменением всего ценностного сознания человека, является зеркалом, отражающим реалии человеческого бытия. Чтобы понять любовь, необходимо смотреть на нее изнутри, глазами любящего человека. Этот взгляд всегда субъективен, связан с индивидуальными особенностями конкретной человеческой личности. Об этом тонко и точно сказал в свое время А.П. Чехов: «До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда "тайна сия велика есть"…». [1]
По-разному называют любовь поэты, композиторы, художники и музыканты, пытаясь своим творчеством выразить всю глубину и неповторимость переживания этого чувства. Какое же научное определение этого понятия? Как утверждается в одном из психологических словарей, «любовь – интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости». При этом подчеркивается, что чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями привязанности, нежности, восторга, ревности и т. п., переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности. Эмоциональная привязанность к любимому человеку сопровождает чувство любви всегда, хотя степень этой привязанности может быть разной. Психологи выделяют и описывают три основных типа эмоциональной связи с другим человеком. Спокойная привязанность подразумевает рост уверенности в себе, чувства собственного достоинства и удовлетворения от любовных отношений с партнером. Озабоченная привязанность подразумевает тревожное и обостренное отношение к себе и партнеру. В таких случаях часто речь идет о негативном восприятии себя и позитивном восприятии партнера. Подобные люди полностью зависят от психологической поддержки партнера.
Партнеры, для которых характерно избегание, стараются избавить себя от слишком сильной эмоциональной привязанности, так как считают, что она делает человека уязвимым для обид и страданий. Есть две разновидности этого типа эмоциональной связи. Некоторые люди предпочитают отстраненное избегание. В данном случае восприятие себя является более позитивным, чем восприятие партнера, которого индивид склонен игнорировать или недооценивать. При тенденции к боязливому избеганию восприятие себя и восприятие партнера в равной степени негативны. Человек опасается доверительных отношений, подозревает, что партнер заботится о его чувствах гораздо меньше, чем он заботится о чувствах партнера. Страх и собственнические чувства могут быть составными элементами любовных отношений. Каждый из нас желает, чтобы любимый человек отвечал ему взаимностью и любил только его. Мы боимся получить отказ от любимого человека, а больше всего боимся потерять его любовь по чьей-то вине.
Любовь охватывает широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и другими особенностями. Она может проявляться как в слабо выраженных одобрительных отношениях, так и целиком захватывающих человека переживаниях, достигающих силы всеохватывающей страсти. Для любящего человека любимый не существует вне интимных отношений. Сочетание сексуальной потребности индивида, благодаря которой обеспечивается продолжение рода, и любви как высшего чувства, не позволяет отделить одно от другого. Известный болгарский исследователь К. Василев по этому поводу замечает, что «любовь – это не только инстинкт продолжения рода, половое влечение, но и система, объединяющая различные компоненты, форма социального общения мужчины и женщины, целостное биологическое, психическое, эстетическое и моральное переживание».
«Счастье – это когда тебя понимают», – так сказала юная героиня кинофильма «Доживем до понедельника». Хотелось бы к этой глубокой мысли добавить: когда тебя понимают и любят.
Говорить и писать о любви чрезвычайно трудно. Любой человек с детства наслышан об этом удивительном и загадочном чувстве, тайну которого пыталось разгадать не одно поколение мудрецов. У каждого имеется свое представление о любви и необычная по силе и устойчивости чуткость к этому слову, произнесенному нами и сказанному кем-то в наш адрес или в адрес другого человека. Но это наши переживания и отношения, которые всегда индивидуальны и неповторимы, вернее, невоспроизводимы в той же тональности, глубине и оттенках любовных чувств, которые переживает другой человек. Не случайно философы и педагоги, писатели и художники всех времен и народов оставили огромное количество высказываний о любви, ее вдохновляющей и возвышающей силе. Еще больше создано произведений художественной литературы и музыки, живописи и кинематографа, в сюжетах которых раскрываются тончайшие движения столь загадочного чувства любви мужчины и женщины. Образное мышление писателей и художников пытается охватить и показать сложность и многогранность этого удивительного психического явления: его зарождение (пробуждение), развитие, расцвет и угасание, будь то любовь-чувство, любовь-переживание или любовь-отношение.
Любовь не только сложное и многогранное чувство, но и до сих пор мало изученный феномен в области психологии чувств, который В.А. Сухомлинский назвал «труднейшей страницей человеческой мудрости». Видимо, по этой причине любовь является самой распространенной темой в художественном творчестве и самой «узкой» – в области научных исследований.
Вначале каждый человек в семье от родителей получает возможность понять, познать и проявить любовь. Взрослея, сам начинает испытывать теплые чувства к своим родным, пытается выразить их, создавая для матери или отца стихотворение, рисунок или любую другую поделку. Много лет проходит с этого первого шага к родным до зрелой любви, к другому человеку, не являющемуся родственником, создается собственная семья, в которой рождаются дети. Этим детям, но уже в роли отца(или матери), взрослый человек дарит свою любовь. Таким образом все повторяется: сначала я получаю любовь от близких, затем учусь любить других, потом начинаю понимать, какое это счастье любить и быть любимым, стараюсь разделить его с теми, кто мне близок и дорог. Чувство любви начинается и получает свое наиболее полное развитие именно в семье. От любви, которую впервые ребенок испытывал в родительской семье, к любви половой, а от нее – к супружеской, а затем опять к родительской, но уже в форме отношения к собственным детям, – таков путь человеческого чувства. Отсюда можно вывести следующую логическую цепочку: «любимый и любящий ребенок – любимый и любящий партнер – любимый и любящий супруг – любимый и любящий родитель». Как видно из этой цепочки, больше всего любви человек испытывает в семье. При этом он не только получает ее, но и дарит сам.
Не случайно понятия «любовь и семья» являются мерилом человеческого счастья. Только любимый и любящий человек, познавший глубину этого великого чувства, может считать себя по-настоящему счастливым. Такое счастье может подарить ему только семья, потому что каждый из нас начинает свое земное существование и уходит из жизни именно из семьи. В зависимости от того, как складываются его отношения с близкими людьми, человек либо чувствует себя счастливым, либо глубоко несчастным существом. Не случайно JI.H. Толстой замечал по этому поводу, что счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Чтобы испытать настоящую любовь и быть счастливым в семейной жизни одного желания мало, необходимо приложить немало душевных сил и труда, чтобы истинное, а не иллюзорное счастье поселилось в вашем доме. Дефицит добрых чувств часто является причиной душевных травм, ненужных, бессмысленных ссор, взаимных упреков и распада многих семей. Каждому из нас так важно знать о том, что происходит с нашими чувствами с момента зарождения взаимной симпатии до появления устойчивой привязанности и невозможности жить друг без друга, или же, наоборот, до устойчивого охлаждения и безразличия друг к другу. Знать это необходимо для того, чтобы научиться дорожить любовью в семейной жизни.
Вступая в брак, человек должен помнить о том, что какими бы глубокими ни были его чувства к своему избраннику, они не могут оставаться неизменными на протяжении всей жизни. Его отношения к близкому человеку во многом будут зависеть от разных жизненных обстоятельств и социального окружения, под влиянием которых изменяется и он сам, и его избранник. Поэтому так важно своевременно заметить эти изменения и в соответствии с ними перестроить свое отношение к другому, чтобы душевно не ранить его и не отягощать свою жизнь новыми проблемами.
В развитии супружеских отношений ученые выделяют пять стадий. Для первой из них характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой супруг безраздельно занимает если не все, то, по крайней мере, большую часть нашего внимания, а его образ, само воспоминание о нем вызывают гамму положительных эмоций. Вторая стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ другого все реже всплывает в сознании в его отсутствие и не всегда вызывает положительные эмоции, хотя появление его обычно поднимает настроение. Одного представления уже недостаточно, необходимо, чтобы любимый человек был рядом, вместе с тобой. На третьей стадии происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом супруга. Для его поднятия необходимо какое-то внимание со стороны другого. В супружеской жизни наступает спокойное привыкание, сущность которого определил К. Маркс: «Постоянное общение порождает видимость однообразия». Уничтожить эту видимость не просто одними подарками и ласками – к ним тоже привыкают. В этой ситуации правильнее всего было бы снизить интенсивность общения и попытаться изменить стиль и характер отношений. Следует быть осторожным, ненавязчивым, снисходительным и разумно требовательным, желательно, чтобы супруги немного изменились сами, раскрылись какими-то новыми гранями своей личности: что-то изменили в своем внешнем облике и манере поведения в соответствии с ожиданиями своего брачного партнера. Нужно сделать все возможное, чтобы не довести свои взаимоотношения до четвертой стадии, когда даже одно присутствие другого человека вызывает неосознанное раздражение. Возникает и формируется отрицательная установка, появляются придирки и критические замечания, любой поступок рассматривается как проступок, а в нынешнем и прошлом поведении ищется (и находится!) злой умысел. Случись такое – и неизбежно наступит пятая стадия, сущность которой проявляется в хорошо известных драматических фразах: «Где были мои глаза, когда я выходила за тебя замуж!» или «Открыл все-таки истинное лицо!» Открытое проявление не просто безразличия, а уже ненависти друг к другу неизбежно приводит не только к гибели любви, ни и семьи в целом. Отрицательная установка полностью овладевает человеком. Образ другого не покидает сознания, но теперь он состоит из всего отрицательного. В этих случаях супругам необходима, во-первых, разлука. Это не разъезд и не развод, а интенсивный отдых друг от друга, после которого отношения в большинстве случаев опять восстанавливаются, пройдя в обратном порядке те же стадии. Во-вторых, сдержанность, чтобы не совершить непоправимое. Даже если отношения не разорваны насовсем, пятая стадия может их основательно ослабить, а знакомый многим диалог «а ты такой – а ты еще хуже», когда супруги умудряются как можно больнее словесно «ударить» друг друга, может надолго отравить семейные отношения. Уже через несколько дней они умудряются забыть все то, что сказали другому сами, но будут помнить, что им сказал другой, искренне считая «противную сторону» истинной виновницей семейного конфликта.
Супругам, чтобы не разрушить свои отношения, следует иметь в виду, что описанные выше колебания в чувствах и симпатиях, известные как «биоритмы любви», обусловлены определенной, не зависящей от нас и нашего желания биологической природой. Нужно учитывать, что у женщин их восприятие часто зависит от фазы менструального цикла.
Подобные биоритмы есть и у мужчин. Мужской биоритм длится примерно 22 дня. Конечно, есть вариации в ту или другую сторону. Легкое недовольство и раздражение накапливается, в минуты гормональных сдвигов, депрессии, апатии все это всплывает на поверхность. Именно в такие минуты начинает казаться, что ничего светлого и хорошего больше не будет, что другой просто соткан из недостатков, что раньше он (она) только притворялся хорошим, а теперь «показал свое лицо». Он перестал проявлять внимание, предупредительность, стал равнодушным, отчужденным. Надо спокойно относиться к подобным мыслям, эмоциям и настроениям, понимая их условный характер. Главное в этой ситуации – не поддаваться «плохому настроению», постараться «выдержать паузу», связанную с колебанием чувств, дождаться того момента, когда закончится естественный период «полного затишья» в проявлении чувств, обусловленный гормональными изменениями в организме.
Непонимание или игнорирование особенностей половой любви нередко приводит к тому, что кто-то из любящих начинает драматизировать естественное превращение чувств. Видя, что у одного из них на какое-то время угасают влечения, другой начинает сомневаться в его любви; ощущая ослабление своих чувственных порывов, начинает сомневаться в прочности своей любви и первый. Вскоре оба убеждаются, что это не совсем так. Убеждаются, когда наступает новый прилив чувств, любовь как бы снова возвращается к своему первоначальному состоянию.
Специалисты говорят о том, что любовь не может все время бодрствовать. Время от времени во взаимоотношениях партнеров наступает «сон любви». В. Зацепин в книге «О любви супружеской» пишет, что от «холодно» до «жарко» в среднем проходит 3–6 месяцев. «Ад – рай» окрашивается у всех по-разному, но в целом восприятие идет таким образом, что в светлый период видятся только положительные черты, а в темный – исключительно отрицательные. Более того, дорогой и близкий человек кажется коварным, хитрым, жестоким, делающим все назло – каким угодно, главное раздражает настолько, что кажется ужасным. Становится непонятно, как до сих пор не видели этого, выдерживали его присутствие рядом с собой. На фоне таких «черных» мыслей приходит жалость к себе за такие страдания.
Как правило, в этот период провоцируются ссоры. Если «другая сторона» тоже находится в негативном периоде, разногласия принимают болезненный, нелепый характер, толкают на поспешное бегство друг от друга.
Ярко и выразительно колебания эмоциональных состояний в супружеских отношениях, своеобразные «приливы и отливы» любви описал в «Крейцеровой сонате» JI.H. Толстой.
...
«…Очень скоро стало еще мучительно тяжело. Началось это очень скоро. Кажется, на третий или на четвертый день я застал жену скучною, стал спрашивать, о чем, стал обнимать ее, что, по-моему, было все, чего она могла желать, а она отвела мою руку и заплакала. О чем? Она не умела сказать. Но ей было грустно, тяжело… Я не понял, что ей просто было тяжело… Она сказала мне, что видит, что я не люблю ее. Я упрекнул ее в капризе, и вдруг лицо ее совсем изменилось, вместо грусти выразилось раздражение, и она самыми ядовитыми словами начала упрекать меня в эгоизме и жестокости. Я взглянул на нее. Все лицо ее выражало полнейшую холодность и враждебность, ненависть почти ко мне. Помню, как я ужаснулся, увидав это. "Как? что? – думал я. – Любовь – союз душ, и вместо этого вот что! Да не может быть, да это не она!" Я попробовал было смягчить ее, но наткнулся на такую непреодолимую стену холодной, ядовитой враждебности, что не успел я оглянуться, как раздражение захватило и меня, и мы наговорили друг другу кучу неприятностей… Влюбленность истощилась удовлетворением чувственности, и остались мы друг против друга в нашем действительном отношении друг к другу, то есть два совершенно чуждые друг другу эгоиста, желающие получить себе как можно больше удовольствия один через другого. Я называл ссорой то, что произошло между нами; но это была не ссора, а это было только вследствие прекращения чувственности обнаружившееся наше действительное отношение друг к другу. Я не понимал, что это холодное и враждебное отношение было нашим нормальным отношением, не понимал этого потому, что это враждебное отношение в первое время очень скоро опять закрылось от нас вновь поднявшеюся перегонной чувственностью, то есть влюблением…
И я подумал, что мы поссорились и помирились и что больше этого уже не будет. Но… очень скоро наступил опять период пресыщения, опять мы перестали быть нужными друг другу, и произошла опять ссора. Вторая ссора эта поразила меня еще больнее, чем первая. Стало быть, первая не была случайностью, а это так и должно быть и так и будет, думал я… Я раздражился, стал упрекать ее в неделикатности, она меня, – и пошло опять. И в словах, и в выражении ее лица и глаз я увидал опять ту же, прежде так поразившую меня, жестокую, холодную враждебность… Но прошло несколько времени, и опять эта взаимная ненависть скрылась под влюбленностью, то есть чувственностью… При этом мучила меня еще та ужасная мысль, что это один я только так дурно, непохоже на то, что я ожидал, живу с женой, тогда как в других супружествах этого не бывает. Я не знал еще тогда, что это общая участь, но что все также, как я, думают, что это их исключительное несчастие, скрывают это исключительное, постыдное свое несчастье не только от других, но и от самих себя, сами себе не признаются в этом… Рассудок не поспевал подделать под постоянно существующую враждебность друг к другу достаточных поводов. Но еще поразительнее была недостаточность предлогов примиренья. Иногда бывали слова, объяснения, даже слезы… взгляды, улыбки, поцелуи, объятия…». [2]

Валено в момент ссоры не наговорить лишнего, пережить этот период с наименьшими потерями, научиться быть снисходительным и добрым, как с больным, ведь тот, другой, действительно болен, страдает. С возрастом, если семья развивается нормально, накал этих периодов ослабевает, они приносят меньше огорчений.
Многим помогают успокоиться письма, которые в это время пишутся «другу-недругу», «любимому злодею». Письмо лучше не отдавать адресату сразу, пусть полежит несколько дней. Успокоившись, из него можно выбрать то, что действительно нужно сообщить. Переписав его в спокойном состоянии, можно дать почитать тому, кому оно предназначено. Не надо забывать, что за неприязнью снова придет приятие, потому надо стараться, чтобы в письме не было ничего лишнего, что потом будет мешать хорошему общению.
...
В «Очарованном страннике» Р. Роллан подробно описал эти типичные колебания отношений: «Любовь начала иссякать: любимая была теперь мертвым грузом. Равнодушие его было мучительно и граничило с отвращением, чуть ли не с ненавистью… И Марк, и Ася переживали это состояние поочередно… Порой оно продолжалось несколько часов, порой длилось целыми днями.
…За взлетом неизбежно последует резкий спад… Лишь много позднее постигли они мудрость, которая учит понимать и жалеть, которая знает, что нельзя обойтись без взаимного снисхождения… Ибо речь идет именно о ритме жизни и ее колебаниях, амплитуда которых тем больше, чем расточительнее живущий. За каждым спадом следует подъем».

Любовь издавна сравнивают с морем, которое имеет свои приливы и отливы, бури и штили. Когда любящий оказывается в периоде успокоения, ему не следует делать из этого преждевременные отрицательные выводы. В сущности своей мерцающая сила любви, ее ритмические скачки являются необходимым условием сохранения свежести чувств. Длительное монотонное ощущение или переживание какого бы то ни было чувства неизбежно ведет к ослаблению его восприятия. Ритмичность как раз и уничтожает притупление чувства любви. И, наоборот, непрерывность «накала чувств» и пресыщение любовью легко приводят к ее затуханию.
...
Знаменитый мудрец Востока Абуль-Фарадж отмечал: «Обладание возможностью удовлетворять свою страсть гасит ее подобно тому, как вода гасит огонь», а французский писатель Андре Моруа сказал так: «Ни одно человеческое создание не может существовать целый день, и тем более, недели, месяцы, годы на уровне страстной нежности. Человек устает от всего – и даже от любви».

Любящим супругам надо быть готовыми к «усталости от любви» и встречать очередную волну временного охлаждения достойно, с пониманием, доброжелательностью и желанием помочь преодолеть ее без ощутимых потерь. В молодости это достигается непросто: мы в это время порывисты, нетерпеливы, категоричны. Понимание себя, ощущение боли другого, выдержка, привязанность – редко кто обладает всеми этими качествами в избытке уже в начале семейной жизни. Правила поведения между супругами должны быть вдвое-втрое бережнее тех, что приняты между влюбленными молодыми людьми.
Главным условием счастливого брака является направленность любовных чувств одного супруга на другого, т. е. стремление и умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы, желания. Для счастья семьи необходимы доверительность и действенное сочувствие другому, умение понимать и эмоционально откликаться на переживания другого человека.
Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей, которое быстро становится им в тягость. В такой ситуации, даже если один из супругов стремится идти навстречу всем желаниям и соответствовать ожиданиям второго, добиться согласия практически невозможно, ибо второй не делает подобных шагов навстречу. О таких случаях говорят, что даже если человек ведет себя как ангел, то и в этом случае другому может мешать шелест его крыльев.
Брак по любви является самым надежным, но любовь является только предпосылкой счастливого брака, а не гарантия его успешности. Чувства развиваются и обогащаются в течение всей жизни человека. Любви можно и нужно учиться. Нужно уметь жертвовать, уметь идти навстречу желаниям другого. Однако сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый из супругов привносит во вновь созданную семью модель той семьи, в которой воспитывался. Это неизбежно, ибо заложенные в детстве и юности понятия, оценка ситуаций, мотивы поведения усваиваются на долгие годы, иногда на всю жизнь. У каждого из супругов на момент вступления в брак может быть своя, отличающаяся от партнера, система ценностей и представлений о жизни. Им предстоит привести свои рассогласования к общему знаменателю, создать свой семейный мир. В этой ситуации приходится от чего-то отказаться, чему-то учиться заново и при этом не забывать о том, что все это делается для общего блага. Чтобы справиться с этими испытаниями, нужна определенная зрелость ума, характера, отношения к окружающей действительности. Только при наличии любви между супругами им удается справиться с возникающими в их жизни трудностями и семейными испытаниями.
Так что же такое любовь? В чем притягательность прекрасного и такого таинственного чувства, о котором Ларошфуко сказал: «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел»?
Немало людей сомневается в том, что в жизни существует такая любовь. Скептики твердят: настоящей любви не бывает. Оптимисты высказываются иначе. А как в действительности?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо уточнить само понятие слова «любовь».
Можно ли с научной точки зрения объяснить чувство любви? Удалось сформулировать содержание этого понятия? Являются ли верными те представления, которые сложились у многих поколений людей после пережитого, услышанного или прочитанного о любви? Может прав Ларошфуко, который заметил, что если бы не сентиментальные романы, многие никогда бы так и не влюбились?
Существует множество различных, чаще противоположных суждений, потому трудно разобраться в хаосе мнений. С детства мы слышали легенды, сказки, сказания о том, как ради любви шли на подвиг и на смерть, преодолевали тысячи преград, переплывали семь морей, проникали вглубь земли, побеждали злые силы. Нет на земле народа, который бы в сказках и поговорках не утверждал: «Любовь – это жизнь, семья, дети». Однако люди не похожи друг на друга, и в содержание любви каждый вкладывает свой смысл. Есть древняя индийская притча. Спросили у мудреца: «Что на свете самое прекрасное, самое возвышенное, самое удивительное?» И он ответил: «Любовь». Его вновь спросили: «А что на земле самое уродливое, низменное и отвратительное?» И мудрец ответил: «Любовь». Мудрец был отчасти прав: любовь может быть и благом и злом – все зависит от человека, который любит. Согласно легенде, страсть Париса к прекрасной Елене породила Троянскую войну. Ревнивая Медея убила своих детей, когда узнала, что Тесей ей изменил. Любовь к прекрасной панне сделала сына Тараса Бульбы предателем.
В многовековой культуре нашего народа есть немало прекрасных образцов подлинного благородства отношений между мужчиной и женщиной. Вспомним великие слова любви и тоски по мужу в знаменитом плаче Ярославны. Русские народные сказки и легенды содержат мысль о том, что богатый душевный мир человека является основой настоящей любви. Сказочная Елена потому и прекрасна, что полюбила Иванушку, в котором она увидела не только спасителя от Кащея Бессмертного, но и мудрого, смелого, мужественного защитника. А Иван достоин Елены потому, что смог перенести все трудности и испытания жизни, победить злых врагов, сделать любимую счастливой.
Любовь как чувство, в котором тесно переплетаются страдание и счастье, воспевалась людьми с того момента, как мужчина и женщина впервые почувствовали душевное влечение друг к другу и поняли, что только вместе они могут стать единым целым. Любовь, согласно древнегреческому философу Платону, заложена в самой природе человека. Нужна она для того, чтобы исцелять недостатки этой природы, возмещать их. В одном из своих философских диалогов о любви «Пир» он приводит интересный миф.
В древние времена природа человека была не такой, как сейчас: существовало три пола, одним из которых были андрогены – двутелые и двуполые существа. Они были настолько сильны и могущественны, что бросили вызов самим богам, чего боги стерпеть не могли. Они не знали, как наказать ослушавшихся людей. Если их просто убить, то некому тогда будет почитать богов и приносить им жертвы. Тогда Зевс принял решение: «Пусть люди останутся, но будут разделены на две половины. Это настолько ослабит их, что они не будут представлять для нас опасности». Зевс разделил каждого человека надвое и попросил Аполлона сделать следы этой «хирургической операции» незаметными глазу. После этого разделенные половины были перенесены в разные части Земли. Каждая из них, скитаясь по свету, всю жизнь мечтала найти свою вторую половину, чтобы, соединившись с ней, восстановить свою целостность и мощь.
...
«Когда тела были, таким образом, рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись,…ничего не хотели делать порознь. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу».

Другой миф также повествует о том, что любовь тесно связана с душевными страданиями и требует от человека принесения себя в жертву ради предмета своего чувства. Древнеримский писатель Апулей в «Метаморфозах» рассказывает о том, что Психея – младшая дочь земного царя, соперничала красотой с самой Афродитой – богиней любви и красоты, дочерью Зевса. Оскорбленная богиня посылает к девушке своего сына Эрота (римского Амура), который, пленившись Психеей, перенес ее в свой чертог и там посещал только по ночам, чтобы она не могла увидеть его лица. Подбиваемая завистливыми сестрами, Психея нарушила запрет, попыталась увидеть Эрота, и тот исчез. Во время поисков возлюбленного Психея пережила много приключений и страданий. Некоторое время ей пришлось быть рабыней Афродиты, выполняя трудные и опасные задания. Однако она преодолела все невзгоды и навсегда соединилась со своим возлюбленным, получив от Зевса бессмертие.
Прошло много веков с тех пор, но люди, несмотря на все трудности, по-прежнему жаждут любви и борются за счастье любить и быть любимыми. Не все из них способны выдержать испытание любовью и быть настолько преданными любви, как мифические герои, хотя это нисколько не умаляет значения этого великого чувства в жизни современного человека.
Сказки и легенды только описывают, но не могут объяснить тайну любви, закономерности ее возникновения, исчезновения и всего процесса развития. Действительно ли это явление – высочайшая ценность или человеческая слабость? Что заставляет человека пренебрегать собственными интересами ради любимой или любимого, который, возможно, вовсе того и не стоит? В чем смысл любви?
Является ли любовь высшим благом? Большая ли она ценность, чем сама жизнь? Существовали же люди, отдавшие ради любви свои жизни подобно Ромео и Джульетте. Правы ли они? Есть ли смысл в самой любви, в ее радостях и печалях, в мечтах о ней и в борьбе за нее? Любим ли мы другого человека за его особые качества? Любим ли мы его эгоистически, для себя, ради своего благополучия или ради него самого, ради стремления принести ему счастье?
Ради любви, ради настоящей любви, человек способен иной раз на такие поступки во имя другого человека, на которые он не был бы способен даже ради спасения собственной жизни. Любовь побуждает человека к действию, часто является мотивом его поведения, а иногда и совершения героических поступков. Человек, движимый любовью ради любимого, способен на жертвы. Когда уже само сознание того, что он чем-то пожертвовал ради любимого человека, приносит ему подлинное удовлетворение.
Из античности до нас дошел яркий пример любви и самопожертвования. Плутарх описал такой случай.
Император бросил непокорного сенатора Юлия Сабиния в мрачное подземелье. В нем с любимым мужем молодая женщина по имени Епонина добровольно провела 9 лет. Когда же Сабиний был осужден на смерть, гордая и бесстрашная Епонина не изменила своим чувствам и приняла смерть вместе с ним. Перед смертью она заявила императору: «Я жила с мужем в подземелье и была счастлива так, как никогда не был счастлив ты, о Цезарь, живя под солнцем и при всем блеске своей империи».
«Уж я то знаю, что такое любовь», – думает каждый из нас. От того, что это слово используется так часто и во многих значениях, оно стало расплывчатым и неопределенным. Оно обозначает эмоции широчайшего спектра – от низменных до самых высоких, и различной интенсивности – от легкой симпатии до всепоглощающей страсти.
В любви особенно поражает многообразие ее видов и форм. Мы говорим об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и Богу, к жизни и родине, любви к истине и добру, любви к свободе и власти и т. д. Выделяется также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская, харизматическая и т. п. Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к дальнему и ближнему, любовь мужчины и женщины. Несмотря на эмоциональную разницу, у всех типов любви много общего. Любовь подразумевает сильное позитивное чувство и влечение к объекту, будь то человек, идея или неодушевленный предмет. Для всех разновидностей любви характерны три компонента, от самых возвышенных, до самых прозаических: субъект (любящий), эмоция (любовь) и объект (возлюбленный). Природа любви зависит от каждого из этих компонентов и их соотношения между собой. Исходя из этих компонентов, можно выделить основные особенности половой любви, любви между мужчиной и женщиной.
Первый отличительный признак любви – это наличие волнующего переживания и влечения к тому человеку, которого мы любим. Второй важной особенностью проявления любви можно считать привязанность к человеку, который нас волнует. Любовь начинается тогда, когда заинтересованность определенным человеком «перерастает» стадию объективной оценки и превращается в личную склонность. Следовательно, любовь – это чувство заинтересованного влечения к любимому. Но это влечение не является однозначной, четко определяемой эмоцией. Из-за личностных особенностей и различий в объектах любви, многозначности самого термина существует множество типов отношений, которые люди называют любовью. В каждом признании «я люблю тебя», что бы ни имелось в виду под словом «люблю» и под словом «тебя», на первом месте стоит местоимение «я»: без него это чувство существовать не может. Даже когда любовь требует полного самоотречения, ей по-прежнему необходимо «я» как источник эмоций. Любовь не может быть полностью лишена личностного момента, потому что кто-то должен быть ее носителем.
О любви одного человека к другому могут свидетельствовать особые физические признаки, по которым можно судить, насколько искренним является это чувство.
Контакт глаз. Любящий человек стремится как можно чаще заглядывать в глаза любимому. Тот также ищет ласковый взгляд и положительно реагирует на него. Глаза – зеркало души, поэтому при контакте глазами происходит «разговор по душам» в самом чистом виде, своеобразный молчаливый диалог, в котором о любви говорят взгляды.
Обращение к любимому особым именем с особой интонацией, предназначенной только этому человеку. Обычно партнер с удовольствием откликается на призыв любимого. Отличным способом «реанимации любви» в проблемных семьях является предложение супругам вспомнить имена, которыми они называли друг друга в период влюбленности («зайчик мой», «солнышко» и т. п.). С психологической точки зрения, слушать приятное – комплименты, ласковые слова, добрые имена – гораздо легче, чем говорить. О взаимном чувстве будет свидетельствовать тот факт, когда партнерам в одинаковой степени приятно говорить комплименты или просто приятные слова другому и слушать их в свой адрес. В семьях, находящихся в предразводном периоде или в стадии развода, супруги, как правило, вообще перестают как-либо обращаться друг к другу.
Телесный контакт – как можно более частые прикосновения к любимому человеку, поглаживания. В совершенстве этим искусством владеют домашние животные. Именно благодаря этому проявлению любви они становятся для многих страдающих от недостатка любви хозяев настоящими психотерапевтами. Известно также, что дети, недополучившие телесных поглаживаний, восполняют их дефицит тем, что «нарываются» на «тумаки» и «целебные подзатыльники». Именно в такой форме они хотят напомнить тем, кого любят, о своем существовании и получить эмоциональный отклик с их стороны, пусть даже это сопровождается отрицательными переживаниями. Главное – их заметили и эмоционально отреагировали. Ребенку даже негативное отношение со стороны близких людей пережить легче, чем игнорирование и полное безразличие. То же самое можно сказать и о взрослом человеке. Если он кого-то любит, то у него появляется неукротимое желание дотронуться до него, нежно погладить и в ответ ощутить такое же ласковое прикосновение.
Полноценные объятия. Желательно сплошное соприкосновение тел, без промежутков, голова к голове. Глаза обычно закрыты. Партнер слегка прижимает к себе, при этом ладони полностью раскрыты, не соприкасаются одна с другой. При таких объятиях обычно быстро появляется ощущение тепла в груди и на открытых участках тела (ладони, щеки). Любовные объятия являются в большей степени душевными, чем телесными, поэтому они могут быть не связаны с сексуальностью. Влюбленные «купаются» в биополях друг друга, что позволяет им тонко чувствовать искренность (или неискренность) того, кого обнимают они и кто обнимает их.
Позитивные эмоции и чувства: нежность, уважение, восхищение, симпатия, сочувствие и т. д. Там, где любовь демонстрируется механически, а значит равнодушно, ее еще надо поискать. Секрет заключается в том, что искусственно вызвать эти добрые чувства к любимому человеку очень трудно, если не сказать невозможно. Можно «сыграть любовь» на сцене или в кино так, что в нее поверят. Сложно отказаться от игры в любовь и в повседневной жизни. Однако такая игра не может длиться долго, рано или поздно обнаружится отсутствие искренности в «играемых» чувствах. Поэтому тот, кто действительно любит, не устает восхищаться своим любимым, стремится доставить ему удовольствие, заботится о нем, всегда и во всем поддерживает его.
Естественно, нами перечислены лишь некоторые внешние проявления любви. На самом деле формы выражения любовного отношения к партнеру гораздо многообразнее. В каждой отдельно взятой любовной паре знаки любви имеют свои, только им присущие, формы проявления. Это зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, начиная от культуры и условий воспитания и заканчивая особенностями темперамента и характера влюбленных. Главное, чтобы знаки внимания друг к другу были искренними, доставляли удовольствие и приносили радость обоим.
| >>
Источник: Валентина Целуйко. Взрослые проблемы взрослых людей. 2009 {original}

Еще по теме Любовь как чувство:

  1. ЗАДАНИЯ. 5.1. Как купить любовь потребителей
  2. Чувство страха
  3. Глава 4Ложные чувства
  4. Сходные чувства
  5. Чувство собственности
  6. Требование ответных чувств
  7. Смешивание чувств
  8. Выражение чувств
  9. Возвышенность чувства
  10. Сила чувства
  11. Счастливая любовь
  12. Признайте их чувства
  13. Метод переноса чувств
  14. Откуда берутся чувства
  15. Глава 2Как работают чувства
  16. Часть 1Мир человеческих чувств