<<
>>

Будущее дизайна: научная дисциплина или профессия

На первый взгляд кажется логичной попытка классифицировать профессиональных дизайнеров по общепризнанным дисциплинам. Профессиональные организации именно так и поступают. Однако возводить дизайн на профессиональный уровень, сравнимый с юриспруденции или медициной, вряд ли уместно и необходимо.

Вместе с таким профессиональным статусом приходят ограничения норм, правил и этических стандартов, которые, несмотря на всю свою уместность, становятся малоподвижными, не допускают изменений или сомнений. А сомнения в их правильности способны привести к потере статуса или профессионального признания. Дизайнеров, конечно, касаются правила, нормы и этическая сторона, но их нельзя ограничивать до такой степени, чтобы они не могли

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ НЕКОТОРЫХ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ С ВЕТХИМИ ЗДАНИЯМИ И ПЛОХИМИ УСЛОВИЯМИ ДЛЯ ЖИЛЬЯ, ОБРАЗОВАВШИЕСЯ В 1970-Х ГОДАХ, КОГДА ИЗ НИХ ВЫВОДИЛИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. —

ПРИМ.ПЕРЕВОДЧИКА.

Дизайнерские профессии /301

сомневаться, нельзя запрещать им удовлетворять свое естественное желание вносить изменения и внедрять инновации.

Ограничения, налагаемые отсутствием легальности, которой обладают дру-гие профессии, в дизайне, наоборот, являются источником силы. Эта свобода дает дизайнерам возможность быстро переопределять свою функцию и отвечать на требования изменившейся ситуации. И все же остается необходимость в описании каждой из дизайнерских дисциплин по отдельности. Это помогло бы и пользователям дизайна, и самим дизайнерам определить контекст дизайнерского мастерства. Так, у нас, без сомнений, всегда будет определение графического дизайна, хотя с приходом виртуальных и цифровых технологий, возможно, в него придется включить и цифровой дизайн. Нам постоянно будут нужны подобные описания, а дизайнеры станут пользоваться ими как ярлыками в своих портфолио.
Они изменятся, как только этого потребует коммерческая среда. Следовательно, не имеет смысла ограничивать дизайнеров рамками профес-сионального статуса, если эти рамки не отличаются гибкостью. Если считать дизайнеров такими людьми, которые умеют инновационно мыслить, решать задачи, подходят к ситуации творчески, обладают способностями к визуализации и умеют донести продукт до других, а в чем-либо из этого списка качеств возникнет необходимость, тогда именно дизайнеров можно будет призвать на помощь.

ВСЕ МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПОЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДИЗАЙНЕРСКИХ ПРОФЕССИЙ (В УЗКОМ СМЫСЛЕ — ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА, ДИЗАЙНА ПРОДУКТОВ, ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА, БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ТО ЕСТЬ ДИЗАЙНА МАССОВОГО ЖИЛИЩНОГО И КОММЕРЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА, ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА И ДР.) ЯВИЛОСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВА, ХАРАКТЕРНЫХ для ПРОМЫШЛЕННОЙ экономики. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭТИХ

ПРОФЕССИЙ СВЯЗАНА С МАТЕРИАЛЬНЫМИ АРТЕФАКТАМИ, ПОСКОЛЬКУ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ ПРИВЕЛА ПРЕЖДЕ ВСЕГО К МАССОВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ ТОВАРОВ (ХОТЯ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН СВЯЗАН ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С МА-ТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ, А ЕГО ОБЪЕКТ — ИНФОРМАЦИЯ — НЕМАТЕРИАЛЕН ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ

ПРОДУКТАМИ). НО В XX ВЕКЕ ПРАКТИЧЕСКИ НИ ОДИН ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НИ ОДИН СЕКТОР ЭКОНОМИКИ НЕ ИЗБЕЖАЛ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, ДОСУГ, ПРАВОСУДИЕ, ПЕРЕВОЗКИ, ТОРГОВЛЯ — КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ВСЕ ТО, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ УСЛУГАМИ. И, КАК СЛЕДСТВИЕ, ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОФЕССИИ ПОДВЕРГЛИСЬ КАРДИНАЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ37.

Ситуация, так лаконично охарактеризованная Финдели, ставит педагога-теоретика перед проблемой. Интеллектуальный аспект

Власть дизайна /302

дизайна, по большому счету, еще не получил должного определения. Если дизайн — это непрерывно изменяющаяся деятельность, как же нам создать корпус знаний того, что не отличается постоянством? Предпочтя не останавливаться на вопросах междисциплинарных границ, профессор Кац уделяет особое внимание определению проблем для изучения: «Мы не являемся дисциплиной, да и не должны ею быть, несмотря на всю прототеорию, научные материалы или университетские курсы.

Мы должны вбирать в себя, а не исключать: нам понадобятся новые умения и знания, посколь-ку изменится сам процесс исследования»38. Подобного рода высказывания свидетельствуют о том, что, как в случае с профессией дизайнера, преподавателям дизайна придется внимательно пересмотреть свою роль в создании дизайнера будущего.

Индустрия, в которую приходят дизайнеры-выпускники, действительно переживает изменения, а дисциплины зачастую дробятся. Графический дизайн, например, теперь относят к категории «дизайн идентичности, брендинг, печать, упаковка и мультимедиа». Крупные консультационные дизайнерские фирмы предпочитают вести политику заказа услуг со стороны, то есть они поступают как дизайн-менеджеры, приглашающие к сотрудничеству внештатных работников или профессиональные группы, обладающие необходимыми навыками. Это еще раз подчеркивает важность составления портфолио, позволяющего дизайнерам адаптироваться к гибким и быстро меняющимся условиям работы.

Итак, существуют противоречивые определения и описания про-фессии дизайнера. Некоторые подчеркивают умения «перевода» — знания в области коммуникации и визуализации. Другие настаивают на чисто профессиональных навыках — графическом дизайне, дизайне продуктов и технологиях, подчеркивая тем самым фрагмен-тарность профессии. Такие профессии, как верстальщик и цифровой дизайнер, являются примерами стратегических дизайнерских профессий; а наличие дизайн-менеджеров и исследователей дизайна свидетельствуют об этнологической роли дизайнеров. Художественно-конструктивное проектирование находится в переходной стадии — в полном смысле этого слова. Заключительный раздел посвящен обоснованию необходимости появления дизайнера-практика с активной жизненной позицией — дизайнера будущего.

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Будущее дизайна: научная дисциплина или профессия:

  1. Глава 3. Поиск работы или выбор профессии?
  2. ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН. ДИСЦИПЛИНА (лат. discipline- выдержанность, строгость, воспитание, обучение
  3. ГЛАВА 6. ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРОФЕССИИ
  4. Бухгалтерская профессия в США
  5. Выбор профессии
  6. 2.2. Обучение работников рабочих профессий
  7. Профессия с академической точки зрения
  8. ПРОДАВЕЦ КАК ПРОФЕССИЯ
  9. Список профессий
  10. ПРОФЕССИЯ — МЕНЕДЖЕР ПЕРСОНАЛА
  11. Бухгалтерские профессии в Испании
  12. Дисциплина
  13. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИДРУГИХ ПРОФЕССИЙ
  14. Макс Вебер. Наука как призвание и профессия, 1990
  15. Наука как призвание и профессия
  16. ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
  17. 66. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА
  18. ГЛАВА 11.4 ДИСЦИПЛИНА
  19. Гражданская авиацияРаботы, выполняемые по профессиям: