<<
>>

Дело вкуса

Несколько лет назад один из нас, авторов этой книги, принимал участие в дискуссии с управляющим директором компании-производителя керамической посуды (разговор транслировался в прямом эфире по радио).

Полемика развернулась по поводу явного нежелания его отрасли серьезно подумать об использовании разнообразного современного дизайна14. В защиту своих предпочтений дизайна столетней давности управляющий директор сказал: «В конце-то концов, дизайн — это ведь дело вкуса». Компания, о которой идет речь, недавно была передана в конкурсное управление**.

В какой-то степени директор был прав. Исторически так сложилось, что дизайн в Великобритании видел свою миссию в улучшении

* ОТ АНГЛ. MOOD BOARDS — ПАЛИТРА КРАСОК И МАТЕРИАЛОВ, ТЕКСТУР И ФОРМ, КОЛЛЕКЦИЯ КАРТИНОК, ЦВЕТОВ, ТЕКСТОВ И ПР., ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОЩУТИТЬ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ, СУММИРОВАТЬ НАСТРОЕНИЕ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.

** СОСТОЯНИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ НАЗНАЧЕННОМУ СУДОМ ЛИЦУ ПОЛНОМОЧИЙ НА УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ БАНКРОТА.

— ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
Власть дизайна

/180

вкуса массового рынка, а ключевая задача Совета по дизайну (Design Council) заключалась в определении стандартов хорошего дизайна. Но пламенное стремление к окультуриванию среднего класса шло вразрез с интересами промышленников и их сторонников. В 1951 году Казначейство Великобритании провозгласило в сво-ем внутреннем докладе, что не видит будущего в хорошем дизайне, и вследствие этого рекомендовало упразднить Совет по дизайну. В отчете говорилось: «Оказывается, чем хуже дизайн объекта, тем лучше он продается на внешнем рынке. Очевидно, что особой популярностью за границей пользуются фарфоровые собачки»15.

Если модернизм видел свою цель в том, чтобы разбить вдребезги фарфоровую собачку и вместе с этим все, что за ней стояло, то постмодернизм предпочитает видеть больше собачек, причем самых разных, и желательно пластмассовых, сделанных в Китае.

Глобализация, разнообразие и потребительский выбор вытеснили сомнительные догматы хорошего вкуса, а Совет по дизайну уже давно отказался от своей роли законодателя вкусов. Как уже говорилось в главе 1, вкус — это система различения и индивидуализации, которая буквально делает нас тем, что мы есть, придавая форму нашей идентичности. Дизайн больше не сводится к попытке навязать модернистские вкусы массовому рынку. Сегодня дизайн заключается в понимании вкусов отдельных потребительских групп, в придании продуктам форм и ощущений, которые выражали бы значение, лежащее в основе этих вкусов. Форма больше не определяется функцией, форма определяется значением.

Мирья Калвиайнен из Академии дизайна города Куопио (Kuoplo Academy of Design), Финляндия, считает, что в дизайн-процессе должно быть заложено понимание потребительского вкуса: «Элемент вкуса в проектируемых объектах не должен основываться на предпочтениях самого дизайнера. Рефлексивность, способность поставить под сомнение собственную концепцию вкуса — вот что лежит в основе дизайн-процессов, принимающих во внимание вкус потребителя»16. Калвиайнен предлагает три направления исследования, способных помочь дизайнеру понять вкусовые пристрастия потребителей.

Объективные рамки. Имеются в виду демографические характеристики потребительской группы, контекст использования и история продукта в этом контексте.

Создание смыслов. Здесь интерес сфокусирован на сфере символического значения, с позиции которого изучается

Исследования в дизайне

/181

история жизни потребителей и то, как в процессе потребления товар обретает собственное значение.

> Система взаимодействий. Дизайнер исследует социальный мир, в котором живет потребитель, включающий в себя социальные коды и ритуалы, правила взаимодействия и ключевые источники воздействия.

Подведя краткий итог рассуждениям Калвиайнен, можно сказать: чтобы добиться существенного понимания вкусов потребителей, дизайнер должен провести эмпирическое исследование того мира, в котором эти потребители живут.

И подходить к такому способу познания необходимо с позиции социальных наук (которые пытаются объяснить создание смысла через потребление), подкрепив его рефлексивным самоанализом со стороны самого дизайнера. Некоторые консультационные фирмы уже специализируются на проведении подобного рода исследований. Так, в США фирма Image Engineering разработала качественный метод исследования, который, как утверждается, выявляет эмоциональную реакцию потребителей на визуальные символы бренда и дизайн продукта, составляя таким образом схему создания смысла17. Исследование потребительского вкуса имеет колоссальное значение для дизайна, который целенаправленно стремится эмоционально затронуть пот-ребителя. Вкус — это элемент социально-гуманитарной функции любого продукта или услуги и, как считают МакДонах-Филп и Леб-бон, «гуманитарную функциональность нельзя нанести на продукт, как глянец. Она должна быть внутренне присуща дизайн-концепции. И она только увеличит ценность продукта, если будет культурно и эмоционально близка целевой аудитории»18. Понимание вкуса и эмоциональное соприкосновение с материальным миром — это работа для антрополога.

<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Дело вкуса:

  1. ЗАКОН ВКУСА АААЕНА РОЗЕНШАЙНА
  2. Дело начато.
  3. ФИРМА, ПРЕДПРИЯТИЕ, ДЕЛО
  4. 89. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
  5. 81. АРХИВНОЕ ДЕЛО
  6. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Бухгалтерское дело, 2005
  7. Швецкая В.М. Бухгалтерское дело, 2010
  8. Кретов, Игорь Иванович. Внешнеторговое дело, 2006
  9. Швецкая В.М. Бухгалтерское дело, 2010
  10. 8. Все дело в том, КАК играть
  11. ИНВЕСТИЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
  12. Все дело в восприятии
  13. 2. Прежде чем вложить, исследуйте дело.
  14. 4.3. Если дело дошло до суда
  15. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯДеньги, банковское дело и кредитноденежная политика