<<
>>

Изучение образа жизни


Поговаривают, что главный дизайнер компании Sony Ясуо Куро-ки как-то сказал: «Я не верю в исследования рынка. Они абсолютно не помогают нам разрабатывать новые продукты». По мнению Кристофера Лоренца, точка зрения Sony заслуживает внимания11.
В 1960 году американский гигант электронной отрасли компания General Electric отказалась от планов по производству портативных
Власть дизайна
/176
телевизоров после того, как исследование рынка показало, что потребители не видят надобности в подобном продукте. В том же году Sony выпустила на рынок 8-дюймовый телевизор, продававшийся по розничной цене в два раза выше, чем 21 -дюймовые телевизоры. Продукт имел колоссальный успех и обеспечил стартовую площадку для японских компаний, которые в конце концов стали господствовать на американском рынке телевизоров.
И все же успех Sony заключался отнюдь не в игнорировании ис-следований рынка. Скорее, он явился результатом использования новых и более адекватных методов. Вместо того чтобы полагаться на мнение потребителей, зачастую скептически или недоверчиво относящихся к переменам, Sony решила проанализировать модели поведения и изменения в культуре. Практически каждая американская семья имела телевизор, по которому шли многочисленные каналы, и подвергалась процессу культурной фрагментации, поскольку молодое поколение предпочитало развлекаться иначе, нежели их родители. Суммируйте все эти факты, и вы получите необходимость в дополнительном телевизоре для детей, который позволит им посмотреть и послушать Элвиса, или для домохозяйки, и тогда Люсиль Болл* сумеет помочь ей приготовить обед.
Теперь изучение образа жизни стало одним из основных видов деятельности во многих ведущих японских компаниях: в отделах дизайна некоторых из них появились такие единицы, как центры исследования тенденций или центры исследования образа жизни, где вместе с дизайнерами работают социологи, психологи и антропологи. В компании Mazda работа сотрудников отдела дизайн-исследований отнюдь не сводится к чтению технических отчетов об углеродных волокнах. В списки к обязательному прочтению включены журналы Vogue и The Face, а дизайнеров отправляют в командировки понаблюдать за людьми (что они и делают, посещая европейские бары и рестораны12). Эти тенденции привели к возникновению более действенной формы этнографических исследований, которые мы и рассмотрим далее в этой главе.
Изучение тенденций
Все чаще дизайн связан с удовлетворением гуманитарных потребностей — с образом жизни, модой, изменчивыми вкусами, куль-турной значимостью. Тесно переплетаясь с дизайном, тенденции представляют собой совокупность различных событий в технолоЛюсиль Болл (1911-1989) — АМЕРИКАНСКАЯ АКТРИСА, СЫГРАВШАЯ ГЛАВНУЮ РОЛЬ В СЕРИАЛЕ «Я ЛЮБЛЮ ЛЮСИ» (ILOVE LUCY, 1951 -1957 годы), ОСТАЮЩЕМСЯ ПОПУЛЯРНЫМ ДО СИХ ПОР. — ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА.
Исследования в дизайне
/177
гическом мире, которые порождают новые сферы применения дизайна и новые потребности. Как дизайнеру разобраться в этих процессах изменений и предугадать их дальнейшее развитие?
Пользующиеся сегодня популярностью формы, цвета и материалы влияют на природу проектируемых дизайнерами объектов. Целый ряд факторов определяет виды коммуникации и средовые объекты. Но решающее значение имеют возможности в сфере технологий, и это очевидно. Так, например, ключевым фактором доминирующей эстетики 1950-1960-х годов стала технология формования пластмассы. Манипулирование с компьютерным изображением определило тенденции в графическом дизайне в 1990-х годах, а сегодня новые технологии производства и материалы стимулируют большее разнообразие в дизайне.
Вполне очевидно, что на тенденции в дизайне влияет также состояние политической экономики.
Так, Джеймс Лейвер, специалист по истории моды, доходит в своих утверждениях до того, что связывает длину женских юбок с состоянием экономики страны, считая, что экономический рост и женские юбки поднимаются и падают в очевидной гармонии друг с другом13.
Кроме того, конечно же существуют еще социальные и культурные отношения. Так, за последние 30 лет значительным трансформациям подверглось наше отношение к окружающей среде. Вместо одноразовой мебели 1960-х годов мы все больше предпочитаем вещи из переработанного материала. Такие неуловимые субстанции, как вкус и мода, тоже влияют на стиль. В чем себе нужно отдавать особый отчет, так это в том, что сегодня мода гораздо более разнообразна, нежели в прошлом. Да и тенденции в самом дизайне далеко не однотипны.
Но вместо того чтобы без оглядки окунуться в существующее разнообразие и отдаться все увеличивающейся скорости перемен в моде и тенденциях дизайна, мы должны найти способы размотать этот клубок из запутанных ниточек и понять, какие факторы порождают интересующие нас изменения. Возможно, так нам удастся предугадать направление этих изменений в будущем.
Технологические изменения вроде развития микроэлектроники, информационных технологий, появления новых материалов, про-грессивных технологий производства и развития биотехнологии будут продолжать оказывать влияние на все сферы дизайна (модуль 4.2). Вполне очевидна необходимость идти в ногу с этими явлениями и планировать их будущее развитие. В текстиле, например, новые возможности для дизайна предлагает использование металВласть дизайна
/178
лических волокон и голографической печати. Инновационный текстиль, разработанный для применения в промышленности, сегодня используется такими модельерами, как, например, Хелен Стори, которая создала модные концепции для /С/ (с применением изоляционного материала для теплиц). В будущем, вероятно, инновации в дизайне станут результатом слияния технологий, что приведет к появлению продуктов-гибридов, сочетающих функциональность и технологичность.
Модуль 4.2. Когда одежда сливается с электроникой
В 2000 году Philips Design приступила к производству сво-ей портативной электроники (Wearable Electronics), выпустив на рынок продукты, сочетающие электронные и текстильные технологии. Специалисты по дизайну электронных, потребительских и модных продуктов сообща разработали одежду со встроенной электроникой. По словам Питера Саранги, главы исследовательских лабораторий Philips в Великобритании, где и была разработана концептуальная одежда, «люди имеют при себе все больше и больше электронных продуктов, как то: мо-бильные телефоны, карманные компьютеры, радио или плееры. И тенденция только усиливается. Так что вполне логично начать встраивать эти продукты прямо ВНУТРЬ нашей одежды».
Современные ткани, в которые встраивается кабель, становятся носимой сетью, к которой по желанию подключаются различные компоненты. В детскую одежду можно встроить мобильные телефоны и системы слежения, позволяющие родителям никогда не терять из виду своих чад, или оснастить ее игровыми системами и разнообразить детские развлечения. При помощи одежды из интерактивной ткани любители ночных клубов смогут выбирать клубную музыку и освещение. A Philips уже предлагает кроссовки-пейджеры, которые за-гораются, если рядом находится человек, разделяющий ваши интересы.
Источник: пресс-релизы Philips, http://www.research.philips.com/ pressmedia/releases/990802.html (дата обращения — 16 августа 2000).
Как подтвердит вам любой историк, предсказать будущее легче, если хорошо помнить прошлое. Одним из методов, помогающих нам
Исследования в дизайне
/179
лучше разобраться в характере и темпе изменений, является диаграмма изменений; составление ее подразумевает анализ эволюции дизайна или продуктов в целом, или продуктов конкретной компании. Такие диаграммы помогают увидеть скорость изменений и способны послужить основой для дальнейшего развития и совершенствования. Их можно сделать очень детальными и включить в них фотографии, подробности эксплуатационных качеств и функций, цены, данные об объеме продаж и т.д. Диаграммы изменений позволяют дизайнеру увидеть темп и характер стилистических и технологических изменений, подсказать, наступило ли время для изменения дизайна, указать на наличие свободных ниш на рынке.
С 1960-х годов в Великобритании появилось более 50 агентств по прогнозированию тенденций; они занимаются предсказанием будущих изменений в моде в области цвета, стиля и формы. Сначала услугами этих агентств пользовались исключительно производители одежды, однако теперь среди их клиентов можно обнаружить и продавцов, и таких производителей, как Ford. Прогнозисты зарабатывают деньги на том, чем, по их словам, должны заниматься дизайнеры и на что у последних просто не хватает времени. Агентства изучают культурные и социальные тенденции, рынок, события в мире моды, средств массовой информации и музыки, а все полученные данные представляют в виде так называемых эмоциональных карт*.
<< | >>
Источник: Майк Пресс, Рэйчел Купер. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя. 2008

Еще по теме Изучение образа жизни:

  1. ОБРАЗ ЖИЗНИ
  2. ОБРАЗ ЖИЗНИ
  3. 4. ОБРАЗ ЖИЗНИ — ЛЮБОВЬ
  4. AMWAY - ЭТО ТАКЖЕ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
  5. Стратегия 7: учитесь искусству жить хорошоВаша дорога к образу жизни более богатого человека
  6. Раймонд МОУДИ. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ. Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела., 1976
  7. Глава 57. ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА
  8. Изучение конкурентов
  9. Цели изучения
  10. Цели изучения
  11. 1. ИЗУЧЕНИЕ ДЕЛА
  12. 2. Анализ и изучение литературы